Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:02 

DCдроч: Superman II (+Richard Donner Cut)

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Как я уже упоминала в предыдущем посте, режиссёр «Супермена», Ричард Доннер, снимал второй фильм одновременно с первым, поэтому к тому времени, как потребовалось возвращаться для сиквела, значительная часть работы уже была выполнена. Однако из-за того, что Доннер публично критиковал продюсера, его уволили, и для второго фильма наняли нового режиссёра, Ричарда Лестера, который впоследствии снял и третий фильм. Лестеру не понравилась та версия, на которую замахнулся Доннер, так как она показалась ему чересчур эпичной (читай – недостаточно нелепой), поэтому почти все актёры участвовали в пересъёмках, и в результате вышел совершенно иной продукт.

Прежде чем мы продолжим, вы должны знать одну вещь: режиссёр Ричард Лестер заявил, что до того, как его наняли заменить Доннера, он никогда в жизни не слышал о Супермене, а комиксы были и вовсе запрещены в его доме, когда он был маленьким. Иными словами, этот человек был ещё более неудачной кандидатурой на роль режиссёра фильма о Супермене, чем Зак Снайдер.

В середине 00-х фанаты подписали петицию с просьбой выпустить версию Доннера на DVD, и вскоре у нас всех появилась возможность её увидеть. Таким образом, в мире существует два фильма «Супермен 2» – оригинальная версия Лестера, которая вышла в кинотеатрах в 1980 году, и версия Доннера, выпущенная для домашнего видео в 2006 году, и они сильно отличаются друг от друга. Но не бойтесь, я не собираюсь проводить покадровое сравнение двух вариаций, а лишь упомяну принципиальные отличия. И начну с главного: в оригинальной версии Супермен убил Зода. О том, почему это неправильно, мы поговорим в посте о «Человеке из стали», а пока скажу, что эта идея мне не по душе, и я остановилась бы на лишении Зода и его приспешников сил и сажании их за решётку.

За исключением финала, к которому мы ещё вернёмся, важное различие фильмов Лестера и Доннера также в манере съёмки и экшене. Если вам интересно, кто лучше, то я просто напомню, что Ричард Доннер снял оригинального «Омена», «Балбесов» и «Смертельное оружие», а у Ричарда Лестера в резюме приквел о Бутче и Санденсе и два фильма о трёх мушкетёрах, которые вы никогда не смотрели. Не поймите меня неправильно, я не утверждаю, что Лестер – плохой режиссёр. Но в пользу Доннера, кроме более впечатляющей фильмографии, говорит его построение кадров, лучший экшн и забота о материале.

Лоис у Доннера получилась умнее и начала догадываться о том, что Кларк Кент – это Супермен, с самого начала фильма, в то время как Лестер вписал это озарение ближе к середине. Соответственно, сцены, где Лоис подвергает свою жизнь опасности, чтобы Кларк был вынужден раскрыть своё инкогнито, выглядят совершенно по-разному. У Доннера Лоис выпрыгивает из окна редакции, и то, как Кларк непалевно её спасает, не только утилизирует сразу несколько его способностей, но и весьма изобретательно:



В версии Лестера Лоис бросается в бурную реку. Всё бы ничего, но сама сцена вышла гораздо длиннее и оттого более однообразной и менее увлекательной, да и спасение весьма сомнительно:

Фактически её спасло течение, которое удачно выкинуло её вместе с этой веткой на мелководье. Какой в этом смысл?

Здесь я должна сказать то, что стоило обсудить в предыдущем посте: я люблю Лоис Лэйн в старых фильмах. Она умная, независимая, наглая, бесстрашная и слегка бахнутая, но всегда активная и решительная. И, вопреки мнению некоторых (кхе-Ностальгирующий критик-кхе), в фильмах Доннера Лоис ни разу не попадает в беду по собственной глупости: обычно она или случайно оказывается в неудачном месте в неудачное время, или прекрасно знает, что делает. Но ошибиться не так трудно, когда фильм Лестера начинается со сцены в Париже, где террористы захватили Эйфелеву башню (???), и Лоис полезла туда, как лемминг. И для чего всё это? Для того чтобы Супермену было откуда взять ядерную боеголовку (с её помощью террористы захватили Эйфелеву башню :facepalm: ), которую потом надо будет зашвырнуть в космос и освободить Зода сотоварищи из Фантомной зоны. Для справки: в версии Доннера сцены в Париже нет, а боеголовка – та самая, которой Лекс Лютор грозился затопить Калифорнию в первом фильме.

Ах да, сюжет. В общем, боеголовка, откуда бы она ни взялась, освобождает генерала Зода и его помощников, Урсу и Нона, после чего они обнаруживают в себе невероятную силу под влиянием нашего Солнца и отправляются на Землю с целью её завоевать. Тем временем Кларк открывает Лоис свой секрет – опять же, двумя разными способами, в зависимости от версии фильма. Лестер, например, дарит нам вот эту изумительную сцену:

Кларк случайно споткнулся и выдал себя? Мне в это не верится вообще никак. С тем же успехом Брюс Уэйн мог бы случайно подписать документ именем Бэтмена.

Как можно было догадаться, я предпочитаю сцену Доннера:



Лоис и Кларк признаются друг другу в любви и посещают Крепость уединения, где проводят ночь вместе. Сбитый с толку своими чувствами, Супермен решает посоветоваться с компьютером, который предстаёт в виде его отца Джор-Эла в версии Доннера и в виде его матери Лары в оригинальной версии. Эта разница существует потому, что после выхода первого фильма Марлон Брандо отсудил у студии не только процент от сборов обоих фильмов, но и право на своё изображение. Таким образом, несмотря на то, что Брандо всё равно получил свою долю от прибыли второго «Супермена», его самого в этом фильме показывать не имели право, и Джор-Эла заменили Ларой. Но версия Доннера вышла после смерти Брандо, поэтому студия могла использовать весь тот материал, который остался во время одновременных съёмок первого и второго фильмов, когда Доннер ещё был режиссёром.

Посоветовавшись с родителями, Кларк пришёл к выводу, что если он хочет иметь право любить земную женщину, он не может оставаться Суперменом и должен сам стать обычным человеком. Я категорически не согласна: человечность Кларка определяют не его божественно-инопланетные силы, а его воспитание и мораль, а это, как мы уже выяснили, он получил целиком и полностью от своих земных родителей. Тем не менее, авторы сценария считали иначе, да и вообще, нам же нужен конфликт, поэтому Кларк подверг себя облучению красного криптонского солнца, лишившись сил навсегда. И вот здесь начинаются серьёзные проблемы.

В этих фильмах Лоис Лэйн полюбила не Кларка Кента, а Супермена. Моё мнение и то, насколько это правильно, мы обсуждать не будем – это просто факт. Кларк Кент – маска Супермена. Можно было бы сказать, что Кларк-журналист является маской настоящего Кларка, если бы мы видели настоящего Кларка хоть где-то, кроме тех двадцати минут в первом фильме, когда он был подростком, и его играл совершенно другой актёр. Тем не менее, я склонна допустить, что Лоис влюбилась не только в силы, но и в характер Супермена, тем более что они провели некоторое время вместе. Но, насколько я поняла, Лоис ценит весь набор: внешность + характер + силы + героичность. И даже если первые два качества остались прежними (при условии, что Кларк больше не будет прикидываться неуклюжим неудачником), а без сил можно обойтись (наверное?), то как же героичность? Супермен неоднократно спасал Лоис и других людей, это неотъемлемая часть его личности и его привлекательности для неё. Если он станет просто журналистом, пусть даже симпатичным и обаятельным, он уже не будет тем мужчиной, в которого она влюбилась. Однако в фильме Лоис не только не возражает против отказа Кларка от своего суперменства со всеми вытекающими, но даже рада: теперь он не станет распыляться на весь мир и будет принадлежать только ей. Это кажется мне очень нелогичным и рандомным. Но даже не это напрягает меня сильнее всего.

Когда герой отказывается от своего естества и, таким образом, подвергает опасности весь мир ради любви одного человека, я это не одобряю, не принимаю и активно осуждаю. Простите, но дядя Бен абсолютно прав, особенно в той формулировке, что была использована в ребуте:

Злодеи торжествуют тогда, когда герои ничего не делают – особенно, если они могут что-то сделать. И особенно, если они обладают силой Супермена. Тони Старк может выйти на пенсию, потому что он не единственный и не самый могущественный герой в своей вселенной. И потому, что его супергероизм вредит его физическому и психическому здоровью. И потому, что он гениальный изобретатель и может быть полезен даже без своей брони. И потому, что практически кто угодно может быть Железным человеком вместо него. Супермен же неуязвим, незаменим и в этих фильмах является единственным супергероем на планете (во всяком случае, насколько нам известно), и его причина – «моя девушка боится, что я буду пропускать свидания»? Простите, но нет. Этот парень летает так быстро, что может обратить вращение Земли. Он не будет пропускать свидания. Может, он будет на них опаздывать, но обычные люди без суперсил тоже опаздывают из-за пробок и авралов на работе, это можно пережить. Поэтому я осуждаю Кларка за то, что он принял такое решение, и Лоис за то, что поддержала его.

Однако не могу не отметить: осознание Кларком собственной физической немощи, его презрение к себе и, особенно, его дальнейшее раскаяние, когда он понял, что больше некому защитить планету от Зода, сыграны великолепно. Я бы сказала, что это одни из лучших актёрских моментов Кристофера Рива во всей франшизе. Но очень обидно, что мы вынуждены были наблюдать это в сцене, где Кларк сам провоцирует драку с хамом из закусочной. Это ООС для Кларка Кента, которого мы знаем, и это ООС для Супермена, который является полной противоположностью bully. Как это понимать? Теперь, когда физически он обычный человек, он может нарываться на потасовки, когда в этом не было необходимости? И при этом, будучи крепким мужиком за метр девяносто, он даже не дрался, а молча сносил побои, как будто это «Человек из стали»? Как это вообще понимать? Какой смысл в этой сцене?

А вот какой: без силы Супермена Кларк Кент не способен на насилие – следовательно, без силы Супермена Кларк Кент бездарен как мужик. Я вам честно скажу, я ненавижу этот посыл. Мало того, что это полнейший bullshit и вообще опасный и вредный урок для мальчиков, но ещё и противоречит природе Супермена. Но я не могу пройти мимо прекрасной актёрской игры, простите. Когда Кларк видит собственную кровь, это бесценно:

Пусть даже весь эффект рушится после быстрого обретения силы посредством deus ex machina через какое-то там мамбо-джамбо в Крепости уединения, плевать.

После того, как Супермен одолевает Зода, остаётся лишь одна проблема: отношения Кларка с Лоис. Она расстроена из-за того, что её любимый вновь принадлежит всему миру, а не ей одной, и Супермен решает стереть их отношения в принципе. В версии Лестера и версии Доннера это происходит по-разному, и я, признаться, не могу решить, какой из вариантов хуже. Они оба ужасны, но по-разному.

В оригинале Кларк целует Лоис и своим волшебным поцелуем стирает ей память о том, что произошло между ними :facepalm: Самое смешное, что это реальная сила, которой Супермен обладал в комиксах. К счастью, со временем её убрали, но кому она изначально пришла в голову?! Не могу не вспомнить шутку Ностальгирующего критика: если бы Супермен использовал эту силу против своих злодеев, можно было бы избежать многих жертв.

Версия Доннера пошла дальше. По его задумке, первый фильм заканчивается тем, что Супермен зашвыривает боеголовку в космос, освобождая Зода и компанию, а во втором фильме он решает проблему с Лоис, отматывая время назад и тем самым предотвращая не только раскрытие своего секрета, но и освобождение Зода из Фантомной зоны. Иными словами, в конце второго фильма оказалось, что события второго фильма не произошли вовсе. То есть мы вынуждены выбирать между двумя ужасными вариантами: либо практически «это всё было сном, и вы зря потратили два часа жизни», либо версия, в которой Лоис переспала с Суперменом и в итоге даже не помнит этого. Второй вариант был бы не так ужасен, если бы не «Возвращение Супермена», но об этом мы поговорим в следующий раз.

Подводя итог, скажу, что предпочитаю версию Доннера: она качественнее снята, имеет больше смысла, и в ней куда больше приятных моему сердцу моментов. Однако ни один из фильмов я бы не назвала хорошим от начала до конца: как и первую часть, вторую я могу советовать лишь отдельными частями, которые получились гораздо лучше, чем целое.

@темы: спойлерно, кино, DCдроч, DC

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Butt Is Gonna Hurt

главная