22:46 

DCдроч: Superman Returns

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Есть три точки зрения на франшизу о Супермене до ребута (1978-2006). Первая: «Супермен», «Супермен 2» (любая версия), «Супермен 3» и «Супермен 4: Борьба за мир» существуют в одной вселенной, а «Возвращение Супермена» – в параллельной. Вторая: «Супермен» и «Супермен 2» (версия Доннера) – это канон, а всё остальное от лукавого. Третья: «Супермен», «Супермен 2» (оригинальная версия») и «Возвращения Супермена» – это трилогия, а «Супермен 3» и «Супермен 4: Борьба за мир» никогда не случались. Все три версии далеки от совершенства, и хотя я в целом отдаю предпочтение второй, сегодня мы будем рассматривать франшизу с точки зрения номер три и потому взглянем на заключительную часть трилогии о последнем сыне Криптона – «Возвращение Супермена».

Этот фильм очень старается быть продолжением двух первых фильмов: он начинается с закадрового текста Марлона Брандо (теперь-то они имеют право его использовать), открывающие титры сделаны аналогично первым двум, и музыкальная тема та же самая. Но обо всём по порядку.

После того, как «Бэтмен» Тима Бёртона стал успехом в 1989 году, было решено перезапустить Человека из стали. Процесс тянулся около пятнадцати лет с совершенно разными сценариями, актёрами и режиссёрами. Даже просто читать обо всех идеях и изменениях на википедии уморительно, а уж слушать Кевина Смита, рассказывающего о собственном опыте работы над одним из ранних вариантов сценария, – и вовсе обхохочешься. Так что всем рекомендую, а я не стану тратить на это время. Скажу только, что, по сравнению с ранними вариантами, финальный – далеко не самый худший, а Брайан Сингер и близко не так ужасен, как Бретт Рэтнер или МакДжи, которые рассматривались на должность режиссёра до него.

Естественно, у каждого режиссёра были свои кандидатуры на роль Супермена: от Николаса Кейджа до Джареда Падалеки. Аналогично с Лоис Лэйн, Джимми Олсеном и Лексом Лютором. Брайан Сингер также хотел видеть Джуда Лоу в роли Брейниака, а когда не смог его получить, то и вовсе отказался от персонажа. В любом случае, чем меньше мы думаем обо всём этом, тем лучше. Однако стоит отметить, что, начиная с 1993 года, когда вышел комикс «Смерть Супермена», Уорнеры пытались адаптировать этот сюжет. Практически все ранние варианты сценария содержат гибель и последующее воскрешение сына Криптона в том или ином виде. Если верить вики, был даже один пророческий вариант сценария со смертью Кларка ДО выхода комикса. Просто забавно думать, что Уорнер Бразерс больше двадцати лет пытаются снять смерть Супермена, но всё никак, и, если их новая вселенная выстроится хорошо, ещё минимум пять лет не смогут. Но это так, мысли вслух.

Как я уже сказала – и как подтвердил Брайан Сингер – «Возвращение Супермена» продолжает первые два фильма. Мы узнаём, что Супермен улетел посмотреть на обломки Криптона и отсутствовал на Земле пять лет. За это время многое случилось, особенно в жизни Лоис Лэйн: она родила ребёнка и получила Пулитцеровскую премию за статью «Почему миру не нужен Супермен». Со вторым пунктом понятно: её герой разочаровал её, и она решила отвернуться от него, дескать, нам и без тебя хорошо. Слабовато для основы её арки в этом фильме, но эта арка хотя бы есть, и в конце Лоис пишет новую статью с аналогичным названием, только без частицы «не». Но что насчёт ребёнка?

Лоис утверждает, что отец маленького Джейсона – Ричард Уайт в исполнении Джеймса Марсдена. Ричард – племянник её босса, главного редактора “Daily Planet” Перри Уайта, а также пилот, а также богач, а также совершенно идеальный парень. Его единственная проблема – он не Супермен. Правда, надо отдать фильму должное: в нём нет прямо-таки однозначного противостояния Кларка и Ричарда. Нет также какого-то очевидного выбора, который сделала Лоис: она всё ещё любит Супермена, но не бросает Ричарда и даже поцеловала его в их последней общей сцене. Однако это часть проблемы фильма: здесь всё какое-то неопределённое, размытое, и вообще непонятно, зачем присутствует тот или иной элемент. Например, вполне очевидно, что Джейсон – сын Супермена: он умён не по годам, умудрился зашвырнуть рояль в бандита, убив его на месте (я бы сказала, что он сын Супермена из «Человека из стали»), и сам Супермен в конце фильма назвал его своим сыном. Но это единственная понятная вещь во всей этой ситуации.

Во-первых, кто такой Ричард? Его и близко не было в первых двух фильмах, и когда Кларк Кент возвращается на работу в “Daily Planet” после своего пятилетнего отсутствия (и никто не сопоставил его с отсутствием Супермена, но я уже привыкла, что все эти люди – идиоты), он встречается с Ричардом впервые, несмотря на то, что последний – племянник Перри и даже работает в той же самой газете. То есть когда Кларк валил на Криптон пять лет назад, никакого Ричарда и в помине не было, но Лоис уже была беременна ребёнком Супермена, независимо от того, знала она это или нет. И в рекордно короткий срок она должна была познакомиться с Ричардом, начать встречаться с ним, переспать и якобы забеременеть от него, потому что Ричард в этом фильме искренне убеждён, что Джейсон – его сын. Если бы он просто решил усыновить чужого ребёнка, то обязательно поднял бы вопрос биологического отцовства Джейсона, когда ревниво спрашивал Лоис о её статье (из первого фильма) под названием «Я провела ночь с Суперменом». Но нет, ничего подобного. И аналогичное отсутствие каких-либо эмоций демонстрирует Лоис: она спокойно констатирует, что отец ребёнка – Ричард, но при этом совсем не удивлена, когда у Джейсона проявляется сила Супермена. Одно из двух: либо она уверена, что Джейсон – сын Ричарда, и наличие суперсил у её ребёнка не вызывает у неё удивления лишь потому, что она не способна изобразить эмоции в принципе, либо Лоис прекрасно знает, что отец мальчика – Супермен, но скрывает это от Ричарда без каких-либо моральных терзаний.

Но самое страшное в этой ситуации даже не это. Мы уяснили, что Джейсон – сын Супермена. Теперь вопрос: когда Супермен и Лоис успели переспать? Самый очевидный вариант – в той сцене во втором фильме, когда Лоис узнала тайну его личности, и они вместе отправились в Крепость уединения. Там они провели ночь, а потом память Лоис была стёрта этим идиотским поцелуем. Помните, я говорила в предыдущем посте, что в контексте «Возвращения Супермена» стирание памяти после той совместной ночи ещё хуже, чем само по себе? Угу, у Лоис ребёнок, зачатие которого она даже не помнит. И при этом совсем не удивлена наличию этого ребёнка. Опять же: либо тайминг был крайне удачным, и она сама искренне верит, что Джейсон от Ричарда, либо она в один прекрасный день обнаружила, что беременна от святого духа или типа того. Всё это выносит мне мозг!

Идиотизм в кубе заключается в том, что, несмотря на свою неопределённость и загадочность, линия с ребёнком очень важна в этом фильме… хотя не должна быть. Серьёзно, вы можете вырезать этого ребёнка полностью, и изменится только хронометраж. И учитывая, что «Возвращение Супермена» идёт два с половиной часа, это изменение в лучшую сторону. Тем не менее, наличие ребёнка привязано к одной из тем фильма – о наследственности, «сын станет отцом, а отец – сыном» и прочей херне из тех имеющихся у них в архивах записях Марлона Брандо.

Как вы можете догадаться, темы здесь в принципе один из самых слабых моментов. С одной стороны, они привязаны к первым двум фильмам об «инаковости» Супермена и о его месте в нашем мире. Вроде бы он не один из нас, но, чёрт возьми, он нам нужен! С другой стороны, этот фильм развивает тему одиночества Кларка, его оторванности и того, как мир продолжил вертеться, несмотря на то, что его не было под рукой. Короче, это всё нудно и бесит. Бесит примерно так же сильно, как изображение Супермена как мессии. Всё не так серьёзно, как в «Человеке из стали», да и «Возвращение Супермена» не было первым фильмом, который попытался это сделать (в первом и особенно втором Ричард Доннер тоже прошёлся по этой аналогии). Здесь есть лишь один момент, который мне понравился – Супермен парит над Землёй и слушает все ужасы, которые творятся на планете, готовый сорваться на помощь в любой момент:

Короче, «я такой Иисус» – это скучно и бесит. Монологи Брандо делают всё только хуже – равно как и все эти символические кадры:

Это Атлант с весом целого мира на его плечах, если вы вдруг не поняли. И это ещё очень ненавязчивый символизм по сравнению с этим:

Ох, идите в жопу.

Мрачность и пафос напрямую отражаются на внешнем виде фильма: из него будто высосали все краски, и даже костюм Супермена более тёмный и тусклый, а его символ на груди словно сжался после стирки. Наверное, Супермен слишком часто делал вот так:

К слову, если вы хотите объяснений этой гифке, то у меня их нет.

Старые фильмы о Супермене могут выносить мозг, зато новые (которые после «Бэтмен: Начало») почему-то считают, что отсутствие ярких цветов = серьёзность и реализм. Нет, дружочки, отсутствие ярких цветов в фильме о супергерое, который носит красное и синее, делает фильм чуть более невыносимым. Здесь нет ни одного кадра, который мне хотелось бы загифать просто потому, что красиво. На ферме Кентов я бы и вовсе повесилась.

Если темы и внешний вид фильма вводят в уныние, то как же сюжет? А сюжет ещё хуже. Единственный двигатель оного – снова Лекс Лютор, в лучших традициях. Здесь его играет Кевин Спейси, и я как-то не могу даже злиться на него, потому что он хорош в роли того Лекса, который написан в сценарии (а именно – того, который был в первых двух фильмах). Мне не нравится этот персонаж, но Спейси справился с ролью и даже сделал её немножко забавной в отдельных местах. Как и раньше, Лекс постоянно носит разные парики, а его план бесконечно идиотский и связан с недвижимостью. Но для начала – важный момент о том, как Лютор вернул себе своё состояние. Готовы? Он женился на старой, но очень богатой даме, хорошенько её трахал, и за это перед смертью она отписала ему всё своё состояние :facepalm:

Знаете, я даже не буду это комментировать. У настоящего Лекса Лютора наверняка есть пара миллиардов в заначке и восемь запасных планов на случай утраты богатства, но Спейси здесь – продолжатель дела Джина Хэкмена, так что я его прощу. Пускай будет старушка. Она хоть умерла счастливой. А потом один из её померанцев сожрал другого. Брайан Сингер, я не вполне понимаю, что ты пытаешься сделать. Неудивительно, что это первый фильм о Супермене, который получил рейтинг PG-13: режиссёр очень старался добавить крипи моментов. Один из самых жутких – в сцене на яхте Лекса, когда похищенные Лоис и Джейсон остались наедине с одним из молчаливых подручных. Лоис, желая отвлечь внимание жуткого мужика, велела своему сыну играть на рояле, после чего головорез снял шапку, а там…

Татуировка с клоунским гримом Джона Гейси. Джона Гейси, известного также как Убийца-клоун. Который прославился тем, что насиловал и убивал (иногда в произвольном порядке) юных мальчиков. Не таких юных, как Джейсон, конечно (самой молодой из подтверждённых жертв было 14), но, тем не менее, что ты хочешь сказать, Брайан Сингер? Брайан Сингер, которому неоднократно выдвигались обвинения в совращении несовершеннолетних мальчиков?

Этот пост зашёл на безвкусную территорию, надо возвращать его на место.

Но нет, я не могу перестать говорить о крипи вещах в этом фильме. Как насчёт нашего главного героя? По-моему, Супермен – что угодно, но только не крипи. Однако здесь мы имеем собирательный образ ужаса. Во-первых, Брэндон Раут очень, очень молодо выглядит. Я знаю, что в некоторых версиях Супермен стареет медленнее нас с вами, но Раут на два года моложе Тома Уэллинга, который на момент выхода этого фильма играл подростка в «Тайнах Смолвиля». Я дотошно навела справки и узнала, что в пятом сезоне этого сериала (который закончился за месяц до выхода «Возвращения Супермена») Кларку исполнилось девятнадцать. Конечно, Уэллингу на тот момент было на десять лет больше, но и он, и Раут выглядят, как студенты колледжа максимум, особенно со всей этой киношной магией для выравнивания кожи и смягчения черт. Реалистичный Кларк Кент в «Возвращении Супермена» должен был успеть окончить колледж, поработать в “Daily Planet” хотя бы год (особенно если этот фильм в континьюити с первыми двумя «Суперменами»), а потом исчезнуть на пять лет.

Но не станем придираться к возрасту. Давайте придерёмся к его жутким контактным линзам:

Они жуткие. Точка. Но самое крипишное в Кларке – это его привычка использовать своё рентгеновское зрение для подглядывания. Супергероям нужно завязывать со своим сталкерством, это не мило, это ужасно!

Если честно, я не в восторге от актёрской игры Брэндона Раута. Он довольно никакой Супермен, и я ни на секунду не поверила, что он всегда рядом и готов спасти нас всех, а это весьма печально для Супермена. Что же касается Кларка Кента, то я припоминаю пару моментов, когда он более-менее удачно имитировал Кристофера Рива в коротких диалогах с Лоис, но в остальном он был настолько же никаким Кентом, как и Суперменом. Он даже не играл двойную личность, он играл две недоличности.

Кейт Босуорт, сыгравшая Лоис Лэйн, страдает от той же болезни: она весьма meh. Правда, если Кларк написан паршиво или скучно со всеми его никому не нужными экзистенциальными терзаниями, которые тупо дублируют оные из первых двух фильмов, но без шарма Кристофера Рива, то Лоис как персонаж мне здесь скорее нравится. Она настойчивая и отважная и даже сама спасает Супермена в какой-то момент, нырнув за ним в ледяную воду в длинном платье, которое наверняка мгновенно отяжелело от воды. Но Кейт Босуорт играет её очень невыразительно, будто сейчас уснёт, и это портит впечатление. И да, помните, я говорила, что Кларк выглядит слишком юным? Это ничто по сравнению с Лоис. Я допускаю, что пока он был в космосе, время для него шло иначе (в чёрную дыру залетел, не знаю), а у Лоис-то какое оправдание? Она выглядит так, словно вчера окончила школу. Особенно нелепо она при этом смотрится с ребёнком на руках. Марго Киддер из старых фильмов выглядела на тридцать, была энергичной и обладала своим характером и шармом. Босуорт вызывает зевоту, да ещё и годится мне в младшие сестрички.

Вообще удивительно, но из всех персонажей этого фильма впечатление настоящих живых людей создают только Ричард, Перри и Джимми. С Ричардом особенно забавно, потому что он оригинальный герой и должен быть нам по барабану. Его дядя и по совместительству канонический и узнаваемый персонаж Перри Уайт сыгран замечательным актёром Фрэнком Ланджеллой, хоть и получился не похожим на себя. Безусловно, у него есть личность, но он не создаёт впечатление стереотипного жадного до новостей главного редактора, каким мы привыкли его видеть. В этом фильме он спокойный и почти отечески милый. Это, конечно, глоток свежего воздуха, да и Ланджелла мне больше нравится, когда играет уравновешенных и невозмутимых персонажей, но вполне очевидно, что это было сделано во избежание сравнений с Джей Джоной Джеймисоном из фильмов Рэйми о Человеке-пауке. Что особенно забавно, потому что в комиксах как раз Джеймисон был создан в противовес Перри Уайту.

Джимми Олсен в исполнении неизвестного мне Сэма Хантингтона, очень живой и энергичный фотограф, фанатеющий от Кларка Кента и позитивно настроенный по отношению ко всему миру. Интересный факт: Хантингтон и Босуорт – ровесники, но только он, в отличие от неё, не кажется подростком, как комиксный аналог его персонажа. Что логично: если он работал в газете ещё до пятилетнего отсутствия Кларка (и даже до прихода самого Кларка в редакцию), то он должен был в какой-то момент повзрослеть. Но Лоис и её фонтан юности не согласны.

Со злодеями ещё печальнее. Трое подручных Лютора практически ничего не говорят, поэтому мне даже нечего сказать об их личностях. Больше всего из них меня бесит тот, которого играет Кал Пенн, известный по роли Кумара из серии фильмов о похождении Гарольда и Кумара. Бесит он меня потому, что у его персонажа нет вообще ни одной реплики, но при этом у него очень знакомое и в принципе легко узнаваемое лицо. Я всё ждала какого-нибудь неожиданного поворота, но тщетно. Как говорил сам актёр в интервью, у его персонажа действительно была более важная роль. Он должен был быть подкупленным Лютором репортёром, который подкинул фальшивые улики относительно возможного выживания Криптона, что заставило Супермена покинуть Землю на пять лет. Сомневаюсь, что это сильно изменило бы фильм, но у него хоть реплики были бы.

Разговаривает с Лексом только его подружка Китти Ковальски (не родственница пингвина из «Мадагаскара») в исполнении Паркер Поузи. Я читала, что она единственная рассматривалась на роль, но не понимаю, почему. Поузи – характерная актриса, а Китти – это фактически Ева Тешмахер из первых фильмов, просто брюнетка. Я представления не имею, кто такая Китти и откуда она взялась. Есть комиксы-приквелы к этому фильму, где это объясняется, но эй, это не MCU, я не собираюсь лезть так далеко, чтобы узнать бэкстори персонажей, которые мне не интересны. Я только допускаю, что Китти умерла долгой мучительной смертью вместе с Лютором и пёсиком-каннибалом, которого она забрала в доме покойной бывшей жены Лекса, так как всех троих в конце фильма выкинуло на крохотный необитаемый остров с весьма ограниченным количеством провианта. Опять же, PG-13. Травмирует.

Китти значима лишь тем, что поучаствовала в погоне на автомобиле со сломанными тормозами, от крушения в котором её спас Супермен. Почему это значимо? Потому что оммаж:



Отсылки и пасхалки – действительно самое прикольное в этом фильме, только они и удерживали моё внимание. Да, в фильме за 200 с лишним миллионов долларов о самом культовом супергерое всех времён меня развлекали только отсылки на другие, более хорошие продукты об этом герое. Потому что «Возвращение Супермена» содержит, наверное, одни из самых худших компьютерных эффектов той эпохи из всех, что я видела. Они напомнили мне о «Матрицах» (первой и второй), а я бы сказала, что те эффекты в большинстве своём не очень достойно постарели. Фильм 1978 года изображал летающего Супермена с помощью тросов на фоне зелёного экрана. В 2006 году, вместо того, чтобы использовать расширенные возможности хромакея, они просто показали нам резинового человечка, которому самое место рядом с дерущимся с армией агентов Смитов Нео и скачущим по крышам Питером Паркером из первого «Человека-паука». Я напомню, что «Возвращение Супермена» вышло в том же году, что «Люди-Икс: Последняя битва» – далеко не самый лучший фильм года, но хотя бы с приличными спецэффектами. Летающий Супермен же похож на кат-сцену из вышедшей в 2006 году компьютерной игры, и сейчас, в 2015, это слишком сильно бросается в глаза.

Поэтому да, даёшь пасхалки! Кроме воспроизведения обложки Action Comics #1, мы также можем наблюдать отсылку к мультику 90-х, когда Супермен первым своим героическим действием (в данном случае – после пятилетнего отсутствия) спасает самолёт от крушения. И даже к более старому мультику, а именно – самому первому:



Не поймите меня неправильно: я не говорю, что все эти пасхалки хороши или оригинальны. Я говорю, что выискивать их для меня куда большее развлечение, чем смотреть этот фильм. Так что продолжим.

В одном из новостных репортажей вскользь упомянули, что Супермен был замечен спасающим людей по всему миру, включая Готэм. Чувствую, это серьёзно взбесило Бэтмена, особенно если это Бэтмен Кристиана Бэйла. Или Фрэнка Миллера.

Но больше всего отсылок, естественно, к оригинальному «Супермену» 1978 года. Например, при их первой встрече Супермен спас Лоис от крушения вертолёта и напоследок сказал ей вот это:

И что же он говорит ей (и другим пассажирам) в новом фильме?

И как реагирует Лоис в обоих случаях?

Не обошли оммажи и Лекса. В первом фильме он догадался (каким-то непостижимым образом!), что криптонит в виде метеоритов попал на Землю, и решил украсть один из осколков у перевозящих его военных:

В «Возвращении Супермена» Лютор выкрал криптонит из музея, и из мы таблички узнаём, что этот кусок был найден не только там же, где и предыдущий, но и в год выхода первого «Супермена»:

Зачем Лексу криптонит на этот раз? Ну, учитывая, что это тот же самый Лекс Лютор, что и в первых двух фильмах, его голова забита лишь одним:

Почему? В оригинальном фильме Лекс открыл, что о важности недвижимости он узнал от отца. В новом фильме он, естественно, повторил слова своего мудрого родителя практически слово в слово, равно как и диалог с его подругой:

И тут мы переходим к самому печальному – к плану Лекса Лютора. Итак, зная из второго фильма, где находится Крепость уединения, Лекс отправляется туда со своими подручными и узнаёт у голограммы Марлона Брандо всё о волшебных криптонских кристаллах. Оказывается, эти кристаллы могут воссоздавать среду, в которую их бросили (и вырубать электричество по какой-то причине). Короче говоря, если запустить их на дно океана, они сварганят тебе остров, потому что ну как же иначе. Лекс решил пойти ещё дальше и запустил вместе с кристаллами кусочек криптонита, заимев себе, таким образом, остров с прожилками смертоносного для Супермена минерала. И здесь всякая континьюити отправляется коту под хвост вместе с логикой: чтобы одолеть Лекса и нарушить его коварные планы, Супермен (раненый криптонитом с осколком оного в своём теле) берёт свои яйца в кулак, поднимает остров, состоящий из криптонита, в воздух и отправляет его на орбиту. В процессе рушащиеся обломки острова убивают всех троих помощников Лекса, в то время как он сам вместе с Китти успевает улететь на вертолёте, но какая разница? Мне уже плевать, что Супермен косвенно кого-то убил, ведь он поборол свою биологическую слабость силой воли! А кто-то ещё говорит, что контролирующий собственный адреналин Уилл Смит в «Земле после нашей эры» – это бред. Супермен, на которого явно действует криптонит (он активно потел в этой сцене), но который продолжает выталкивать его в космос, взорвал мне мозг, и ничто из того, что они придумают в будущем, не переплюнет эту внезапность.

В остальном о фильме даже нечего больше сказать. Он не чудовищен и не оскорбил меня, как «Человек из стали», но он также не способен вызвать никакие эмоции, кроме беспросветной скуки и, местами, фэйспалма. Поэтому моя рекомендация: пропустите его. Равно как и все остальные фильмы о вселенной Супермена, которые, к сожалению, мы продолжим разбирать в следующий раз.

@темы: спойлерно, кино, DCдроч, DC

URL
Комментарии
2015-04-28 в 19:57 

006
помню как я ждала этот фильм в детстве. тогда его пиарили как самый дорогой а потому самый крутой блокбастер. обещали такие спецэффекты что просто вау. в итоге я получила невнятную историю (про супермена я тогда видела лишь мультсериалы да сериал "Лоис и Кларк"). мрачные съёмки (не в смысле мрачные атмосферно, а в смысле словно снимали без освещения), и отсутствие хоть какого-то "вау" экшена (вот в людях икс три чего одна сцена с мостом стоила, а тут бе). И да, смерть старой женщины, татуха клоуна, и раздавливание помощников злодея - такого я бы ожидала в Блэйде, но не в Супермене.

2015-04-28 в 21:18 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
006, надо отдать должное Блэйду: даже в третьей части нет явных намёков на педофилию и убийств, совершённых руками детей в кадре. Да и собачка Паркер Поузи там жрала людей, а не себе подобных.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Butt Is Gonna Hurt

главная