Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:50 

DCдроч: Superman III

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Наконец-то фильм о Супермене, где имя Кристофера Рива указано в титрах первым. И, по иронии, это также первый фильм о Супермене, где Супермен не является главным героем. Добавим к этому отвратительный юмор и режиссёра, которому плевать на персонажа и континьюити, – и получим «Супермен 3».

Я не шучу и не преувеличиваю, говоря, что можно полностью вырезать Кларка Кента из этого фильма и ничего не потерять. Настолько всё печально. Настоящий главный герой «Супермена 3» – некий Гас Горман в исполнении комедийной легенды Ричарда Прайора, который прекрасно понимал, в каком мусоре снимался, но пять миллионов на дороге не валяются. Гас – это герой, которому желаешь долгой и мучительной смерти: патологически несмешной, ужасно раздражает и вообще оригинальный персонаж в фильме о Супермене. То есть нам на него насрать, и он отнимает экранное время у того героя, ради которого мы смотрим. Но обо всём по порядку.

Лоис Лэйн здесь – даже не второстепенный персонаж, а так, камео. Один из продюсеров фильма утверждал, что история Лоис и Кларка закончилась во второй части, и в Лоис больше не было необходимости. Ведь для чего ещё нужна Лоис, если не как любовный интерес Супермена, не так ли? Марго Киддер же утверждала, что её роль значительно сократили из-за того, что она открыто поддерживала режиссёра первого фильма Ричарда Доннера и демонстрировала неприязнь к режиссёру второго и третьего фильмов Ричарду Лестеру. Не знаю, на чьей стороне правда, но в результате Лоис в самом начале фильма отправляется в отпуск на Бермуды, а в самом конце возвращается с потрясающей историей о коррупции в местных правительственных органах. Потому что Лоис офигенна, даже когда у неё всего двенадцать реплик.

С отъездом Лоис у Кларка появляется новая дама сердца – его школьная любовь Лана Лэнг. Она мать-одиночка, по-прежнему живущая в Смолвилле, и она мне нравится. Будучи скромной секретаршей из маленького городка, она полная противоположность Лоис, что создаёт новую динамику, которую мы ещё не видели. Между Кларком и Ланой сразу возникает взаимная симпатия, зародившаяся ещё в школьные годы, и Лане нравится именно Кларк, в то время как к Супермену она не испытывает никакого влечения. И это логично: такой женщине, как Лана, явно больше по душе тихий и простой Кларк, а вот амбициозную Лоис, естественно, привлёк богоподобный Супермен. Но у меня, в отличие от остального мира, нет никакого желания сталкивать Лоис и Лану лбами и заставлять их бороться за сердце Кларка. Серьёзно, писатели и сценаристы, завязывайте с этой темой. Я рада, что в этом фильме (как минимум, ввиду отсутствия Лоис) нет любовного треугольника. Нет, источник проблем этой сюжетной линии совсем другой.

Сын Ланы, Рикки, маленький, хилый и не пользуется популярностью среди ровесников. Кларк становится для него этаким суррогатным отцом, но только он очень плох в этом. Пример: пытаясь заслужить уважение сверстников, Рикки врёт, что Супермен прилетит на его день рождения. Ответ Кларка? Он прилетает! Я не утверждаю, что ему стоило проигнорировать ребёнка и выставить его на посмешище перед детьми, которые и без того его обижают, но как же урок о том, что врать нехорошо и что значимость человека не должна зависеть от мнения других о нём?

Впрочем, кого волнует Рикки? Он едва ли вообще персонаж. Давайте говорить о нашей настоящей звезде – Гасе. Его история не имеет смысла. Сначала он безработный, которому отказывают в пособии. Потом он отправляется на курсы программистов, где внезапно обнаруживается, что он гений в этом деле. Потому что так всегда и бывает. Благодаря своему новому таланту Гас устраивается на работу в компанию миллиардера Росса Уэбстера, где начинает потихоньку тырить деньги компании. Уэбстер узнаёт об этом и, будучи бесчестным бизнесменом, решает привлечь Гаса к своей преступной деятельности. Гас соглашается, потому что он жадный эгоистичный мудак, уверенный, что весь мир ему обязан, и его арка заключается в том, что под конец он становится чуть менее эгоистичным мудаком, помогает Супермену и устраивается на честную работу. Разве не этой истории вам не хватало в фильме о Супермене?

Давайте я сначала перечислю положительные моменты. В этом фильме очень красивые пейзажи, мои комплименты режиссёру второго плана Дэвиду Лэйну. О Лане я уже сказала. Ну, собственно, всё. А теперь о плохом.

Наука и техника не имеют ни малейшего смысла – даже для супергеройского фильма 80-х. Если я начну перечислять ляпы, которые просто бросились в глаза при единственном просмотре мне, гуманитарию, то мы просидим здесь целый день. Потому особенно радостно, что в «Супермене 3», вопреки первоначальной задумке, так и не появился Брейниак. Ибо это был бы ёбаный стыд.

Другой серьёзный недостаток фильма – отсутствие какой-либо внятной структуры. Как бы ни были хороши сцены с Кларком и Ланой, они не имеют никакого отношения к основному сюжету, и их легко можно было бы вырезать. Лишь половина сцен в принципе имеют связь с сюжетом и влияют на общую картину. Я бы сказала, что не меньше получаса здесь – филлер, и тем печальнее, если этот филлер длинный и невыносимый. Например, когда Супермен прилетает в Смолвилль и получает от мэра ключ от города, на сцену внезапно выходит одетый в военную форму Гас и толкает бессмысленную пятиминутную речь. И всё для того, чтобы просто подсунуть Супермену криптонит. К этому мы ещё вернёмся, но пока я не могу не показать вам вот это:

Знакомьтесь, Росс Уэбстер, он будет нашим Лексом Лютором на сегодня. Эти двое идентичны вплоть до того, что у обоих есть сексуальные помощницы: у Лекса – Ева Тешмахер, у Росса – Лорелай Амброзия. Да, её так зовут. Она кажется куда более тупой, чем Ева, но при этом оказывается компьютерным гением и даже тайком почитывает Канта. Правда, её гениальность никак не влияет на сюжет и скорее является шуткой: ну разве не уморительно, что красивая, откровенно одевающаяся женщина может быть ещё и умной? В какой-то момент Лорелай решает соблазнить Супермена. Фокус на её шейное украшение:

Изысканность этого символизма может посоревноваться с витражом с изображением Иисуса в «Человеке из стали». Эх, вот если бы эту коварную соблазнительницу ещё и звали Евой (а, поняли?). Досадное упущение.

Разница между Лютором и Уэбстером заключается лишь в двух моментах. Во-первых, Уэбстер не помешан на недвижимости. Он помешан на кофе и хочет наказать Колумбию за то, что та не продаёт ему кофейные зёрна. Во-вторых, вместо недалёкого подручного Отиса у Росса Уэбстера имеется вице-президент его компании – его сестра Вера, фишка которой в том, что она некрасивая и неженственная. Потому что успешные женщины достойны насмешек, если они некрасивые и не сексуальные. Или слишком красивые и сексуальные, как Лорелай, потому что над ней тоже положено ржать. Вообще комедия тут весьма хреновая, я уже говорила?

Вера Уэбстер тоже компьютерный гений, но Россу за каким-то хером всё равно понадобился Гас, который построил ему адскую машину – всё это можно промотать. Единственный достойный внимания аспект злодейской сюжетной линии – это криптонит. Как я упоминала выше, континьюити в этом фильме никуда не годится, и Уэбстер, в отличие от Лекса, даже не пытается искать обломки уничтоженного Криптона на Земле. Он решает просканировать эти самые обломки где-то в космосе, проанализировать их химический состав и воссоздать криптонит в лаборатории :facepalm: Потому что какова вероятность, что обломки другой планеты будут содержать химические элементы, которых нет на Земле?

И, представьте себе, в момент редкого просветления в сценарии, один элемент, из которого состоит криптонит, оказался неизвестным. Что совсем не огорчило Гаса, которому поручили это дело: он просто вписал вместо не идентифицированного элемента рандомное слово, которое прочитал на пачке сигарет, – «смола». И ему слепили криптонит со смолой, который, попав в руки Супермена, поначалу никак на него не подействовал. А потом оказалось, что он обладает свойствами красного криптонита.

Для тех, кто не знает: красный криптонит – это особый вид криптонита, который в докризисную эпоху мог возыметь любой эффект, который только придёт в голову воспалённым умам авторов. В зависимости от настроения творцов, красный криптонит менял внешность Супермена, увеличивал или уменьшал его тело или отдельные его части, давал ему новые способности, лишал его памяти, изменял его поведение – и так до бесконечности. Однако в «Супермене 3» сценаристы использовали два конкретных свойства. Прежде всего, Супермен стал злым. Не прямо совсем злым, но негативные свойства его характера (я даже не знала, что они у него есть в этих фильмах) начали проявляться, и в результате Супермен стал хмурым мудаком с тенями под глазами, и даже его костюм потемнел. Он перестал спасать людей и начал совершать поступки, которые я бы лично отнесла не столько к плохим, сколько к раздражающим. Самое страшное, что он сделал, – это пробил дыру в нефтяном танкере и пролил нефть в океан, да и то лишь потому, что его попросила Лорелай. Которую он трахнул. И нет, естественно, фильм не показал последствия этого поступка для совести и сознания Кларка. Он просто сказал ей потом, что не знает, кто она такая, и она обиделась.

Потом эффекты этого красного (который, кстати, в фильме зелёный) криптонита пошли дальше и разделили Кларка Кента и Супермена. Точнее, злого Супермена и доброго Супермена, который был одет в одежду Кларка Кента, но обладал при этом силами Супермена. К слову, это свойство позже было использовано в сериале «Смолвилль», но было приписано некоему «чёрному криптониту». Потому что если во вселенной существует цвет, то где-то есть криптонит этого цвета.

Поединок между двумя Суперменами должен был стать самым значимым моментом всего фильма. Чёрт побери, они даже собирались изначально назвать фильм «Супермен против Супермена» (но продюсеры фильма «Крамер против Крамера» пригрозились засудить, тру стори). Однако реальная сцена вышла скучной и нелепой. Я понимаю, что уровень спецэффектов в 80-е был не такой, как сейчас (хотя в «Супермене 3» он гораздо ниже, чем в первых двух частях), но можно было бы использовать дублёра и быстрый монтаж. Нет, мы получили какое-то убогое и неубедительное швыряние, а потом Кларк попросту задушил своего злого двойника, заставив его исчезнуть. Не знаю, означает ли это теперь, что у него больше нет тёмной стороны и негативных черт характера, но какая разница? «Супермен 3» ужасен, и надо прекращать о нём говорить. В сценарии нет мозгов, в режиссуре нет души, всё сделано на тяп-ляп людьми, которые явно не представляли, кто такой Супермен и о чём он вообще – стоит ли удивляться, что фанаты и критики в унисон возненавидели этот фильм?

К сожалению, он собрал приличную кассу, что стало возможным снять четвёртую часть. И, о ужас, может ли что-нибудь быть чудовищнее?

@темы: DC, DCдроч, кино, спойлерно

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Butt Is Gonna Hurt

главная