Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:39 

Локи, Зимний солдат и их поклонницы

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Завтра у меня рабочий день, и мне надо проверять домашки, но как можно этим заниматься, когда я отрыла шикарный пост на тумблере о том, почему женская фанбаза Марвела так любит злодеев – в частности, Локи и Зимнего солдата. Этот пост прекрасен, и я не могу не поделиться им с вами. Более того, я даже перевела его, потому что когда я нахожу прелесть, я сразу хочу её перевести, это профессиональная деформация.

Серьёзно, этот пост прекрасен, изумительно логичен, местами открывает глаза, и я всем рекомендую потратить пять минут на его чтение. Под катом – полностью авторский текст с моими редкими комментариями, отмеченными оффтопом.

Но прежде – небольшой глоссарий:

queercoding (queer – не-гетеросексуальный; coding – кодирование) – присвоение персонажу черт, традиционно присущих не-гетеросексуальным персонажам, без прямого указания, что персонаж не гетеросексуален

male gaze (мужской взгляд) – термин в феминистском дискурсе, обозначающий распространённую практику в мэйнстримном кинематографе, когда целевой аудиторией фильма по умолчанию считается гетеросексуальный мужчина, из-за чего персонажи, предметы и события в фильме преподносятся так, как их воспринимал бы гетеросексуальный мужчина (что приводит, в том числе, к сексуальной объектизации женщин на экране)

female gaze (женский взгляд) – противоположность мужского взгляда

Все всё поняли/вспомнили? А теперь поехали!

Кажется, это был Ностальгирующий критик, кто в своём видео изумлялся, что женщины предпочитают Локи всем мускулистым героям в Марвеле, ведь он «не очень мужественен», и я подумала: чувак, как ты не понимаешь, что в этом весь смысл?

Давайте взглянем на дихотомию Тор/Локи. Здесь присутствует совершенно очевидный инь/ян. Традиционно это:

ЯН: день, солнце, свет, огонь, знание, наука, мужественность, добро

ИНЬ: ночь, луна, тень, лёд, тайна, магия, женственность, зло


Внешности Тора и Локи мгновенно помещают их на противоположные стороны этой концепции. Тор – золотой мускулистый герой, солдат, в то время как Локи – худой и бледный мастер обмана, манипуляции, слов и магии – всего, что обычно считалось оружием женщин. В традиционной мифологии существует классическая дихотомия, согласно которой мужчины используют (праведную) силу, а женщины – (злодейскую) хитрость и колдовство. В сущности, вся арка Локи является результатом его обиды на то, что он никогда не сможет править Асгардом из-за случайности в рождении. Помните, как он со злостью говорит своему отцу: «Как бы ты ни уверял, что любишь меня, ты никогда не позволишь женщине ледяному гиганту сидеть на троне Асгарда».

Когда женщины защищают или даже становятся на сторону злодеев, люди предпочитают объяснять это недостатками женского характера: женщины либо занимаются самообманом, полагая, что смогут «исправить» этих персонажей, или, ещё хуже, они просто мазохисты, любящие «плохих парней». Однако люди забывают, что женщины – в истории и в фикшене – всегда выставлялись как злые «Иные». Я думаю, что даже если они этого не осознают, женщины подсознательно понимают, на какой стороне инь/ян они находятся. Женщины могут любить Тора, но они не могут идентифицировать себя с ним, потому что он олицетворение божественной, социально одобренной мужской силы в мире, где женская сила обычно воспринимается как незаконная или злая. Но если вы дадите своему антагонисту «женственные» черты, чтобы мгновенно выделить его как злого Иного (и я даже не стану заводить тему квир-кодинга), то естественно женщины будут идентифицировать себя с ним.

Похожая дихотомия света/тьмы и тепла/холода существует у Стива и Баки, что, как мне кажется, несколько сложнее, так как андрогинизация Зимнего солдата отмечает его скорее как жертву, нежели как злодея. К примеру, первый раз во всей франшизе, когда прекрасный Себастиан Стэн снимает рубашку, это фактически сцена пытки.

Неожиданно мы видим Зимнего солдата не как необоримую силу, внушающую страх, а как жертву. Стэн с его длинными волосами и пустым выражением лица внезапно кажется кукольным и хрупким. Пирс бьёт его по лицу, чтобы подчеркнуть его позицию подчинения, а Рамлоу смотрит на него хищным, практически похотливым взглядом.

Не знаю, как я могла это пропустить, учитывая, что я внимательно всматривалась в лицо Рамлоу, дабы в своём посте позже опровергнуть фанатское мнение, что он смотрел на Баки с сочувствием, но автор истину глаголет! Чтобы избавить вас от лишних трудов, я загифала:

Есть что-то невероятно сексуальное (не в смысле sexy, а в смысле sexual) в оценивающем взгляде, окидывающем человека с головы до ног и обратно, даже если смотрящий не такой хот, как Фрэнк Грилло. Или вот, к примеру, пристальный немигающий взгляд. Да он же жрёт бедную няшу с потрохами этими глазами!

Но продолжим с оригинальной статьёй.


Баки заставляют принять лежачее положение, он открывает рот, чтобы взять капу, и камера медленно движется по его обнажённому торсу, пока он не начинает кричать. Все эти вещи неуловимо сексуальны и напоминают то, как в мэйнстримном кино обычно изображается женская боль (посмотрите любую сцену, где молодую женщину насилуют, бьют или убивают, и вы увидите очень явный посыл «взгляните, как она сексуальна, когда страдает», который едва ли применяют к героям мужского пола).

Крики Зимнего солдата ясно дают понять, что это не фансервис, и сексуальный аспект здесь случаен и, скорее всего, неумышлен. Это не «женский взгляд» (если такая вещь вообще существует в Голливуле, с чем я бы поспорила): если бы тело Стэна было там для нашего удовольствия, он бы снял рубашку в любой другой сцене. Но это скорее похоже на сцену пытки в «Казино Рояль» (где Бонда раздевают догола и буквально угрожают кастрацией): мужской взгляд применён к мужскому телу с целью заставить зрителей испытывать неудобство из-за объектизации персонажа, лишения его силы и подчёркивания отсутствия у него свободы воли.

Что же касается Локи, это интересный пример задействования сексизма против женщин с целью демонизировать их или виктимизировать мужчин. Неумышленным побочным эффектом вышло то, что женской части аудитории легче сопереживать таким персонажам, нежели более «мужественным» героям, и дамы, естественно, предпочитают видеть сложность характеров, приписываемую «женственным» мужским персонажам, нежели стереотипную плоскость, обычно присущую вымышленным женщинам.

Источник

От себя добавлю, что всё это должно было быть в моих постах о «Торе» и «Зимнем солдате», так что простите, что я не настолько умна. Однако я ужасно рада, что наткнулась на этот анализ, и если мне попадётся нечто подобное, я повторю этот опыт с реактивным переводом чужих мыслей с собственным робким подвякиванием.

Что вы об этом думаете?

@темы: уроки бокса для Супермена, размышлизмы, кино, ай кэн рид энд транслэйт виз дикшонари, cool stuff, Marvel Cinematic Universe, Marvel

URL
Комментарии
2015-06-07 в 02:04 

Dragoon Zaphod
Упрямый баран прошибёт больше ворот, чем умный, но неуверенный.
Интересное мнение. Местами мне кажется, что автор слегка перегибает. Слегка. Но суть ясна.
Да что там, я согласна!
Неслучайно все эти нюансы в мифологии встречаются на каждом шагу. Греческие богини, из тех, кого почитали мужчины, занимаются мужскими занятиями - Афина, Артемида. Гера, Афродита, Гестия - традиционно женские богини.
Кстати про взгляд Рамлоу - это взгляд хищника на более слабого в иерархии. Так смотрят на тех, кто ниже тебя по статусу. Но можно трактовать и так как у тебя.

2015-06-07 в 09:13 

Хонахт
слишком закомплексован, чтобы быть маньяком
Очень интересно. Благодарю, что поделилась с ПЧ ) У меня просто открылись глаза... кое на что )) Влюблён в обоих персов. Теперь понял, откуда у меня, человека от косплея и фандомной жизни далекого, было в свое время желание воплотить образы обоих помимо того, что неистово фапал на них, примерить их, так сказать на себя. Особенно Баки. женщина в роли жертвы вообще мой кинк по жизни блин. Вот где собака порылась..

2015-06-07 в 10:40 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Dragoon Zaphod, Местами мне кажется, что автор слегка перегибает. Слегка.
Ну, лично для меня "перегиб" лишь в том, что статья преподносит это мнение как единственно верное (проблема исключительно в формулировке, а так вряд ли автор считал, что иные аргументы не котируются). У того же Критика (ссылка в посте) была парочка проблесков адекватной мысли. У него там четыре пункта популярности Локи: актёр, сила, бэдбой и вуби. И в этом есть смысл: актёр великолепный (и мгновенно обрёл солидную фанбазу ещё после "Тора"), сила - это сексуально, а сочетание бэдбоя и вуби делают героя многогранным и менее однотонным, чем Тор (говорит человек, который любит Тора и считает, что у него куда больше граней, чем люди думают).

Мне кажется, поэтому женщины любят Стива (ну, кроме того, что он венец творенья совершенств во всех смыслах): он не банальный герой-солдафон, которых так любят мужики, у него есть грани и неуверенности. Хотя в случае с Локи, имхо, действует то, что я называю эффектом Рамзи Болтона: когда пероснаж, каким бы злым и дьявольским он ни был, очень хочет чего-то, ты волей-неволей испытываешь удовлетворение, когда он добивается своего, потому что вот так устроено человеческое животное. Как сценарист ты наверняка знаешь о том, что самое главное - дать персонажу цель и желание))

Греческие богини, из тех, кого почитали мужчины, занимаются мужскими занятиями - Афина, Артемида.
Особенно забавно то, что они обе - стереотипные "экшн-гёрлз": не заинтересованы в любви (Афина - совершенно, а когда Артемида полюбила, это закончилось очень трагично), сдержаны в эмоциях, предпочитают силу эмоциям. Афина покровительствует исключительно мужчинам, в то время как Артемида предпочитает таких же дев-воительниц, как она сама.

Кстати про взгляд Рамлоу - это взгляд хищника на более слабого в иерархии. Так смотрят на тех, кто ниже тебя по статусу.
Ну вот мне тоже показалось, что это взгляд беты на омегу из-за спины альфы.

Но можно трактовать и так как у тебя.
Прочитала "трахать" :facepalm:

Хонахт, кинки - на то и кинки)) Рада была помочь))

URL
2015-06-07 в 11:04 

Хонахт
слишком закомплексован, чтобы быть маньяком
Я утащу?)

2015-06-07 в 11:21 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Хонахт, утащи)

URL
2015-06-07 в 13:41 

Dragoon Zaphod
Упрямый баран прошибёт больше ворот, чем умный, но неуверенный.
Как сценарист ты наверняка знаешь о том, что самое главное - дать персонажу цель и желание))
О да. Весь курс и сценарий мучалась, чтобы это достоверно прописать.)
Ненавижу Рамси Болтона. Как образ. Мерзская личность. Меня страшно бесит бесконечная любовь к нему. За что???
сочетание бэдбоя и вуби делают героя многогранным и менее однотонным
Я не люблю такой типаж.) Люблю персонажей, которые со своими проблемами разбираются молча.

Про Тора. Он всё-таки бог.)) У богов много граней.)

Прочитала "трахать"
:-D Бывает.

2015-06-07 в 19:05 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Dragoon Zaphod, Ненавижу Рамси Болтона. Как образ. Мерзская личность. Меня страшно бесит бесконечная любовь к нему. За что???
Плюсадын. Особенно сильно его ненавижу... с недавних пор.

Про Тора. Он всё-таки бог.)) У богов много граней.)
Ну у богов-то много граней, а вот как богов пишут - это уже другая тема))

URL
2015-06-08 в 07:03 

krsk-sobaka
Я маленькая нервная комнатная собачка ©
Отличная статья, спасибо большое! :sunny:
Можно тоже утащу?

2015-06-08 в 10:46 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
krsk-sobaka, я просто скромный переводчик) Утащи, конечно, на здоровье))

URL
2015-06-09 в 10:42 

Dragoon Zaphod
Упрямый баран прошибёт больше ворот, чем умный, но неуверенный.
Плюсадын. Особенно сильно его ненавижу... с недавних пор.
Я бросила смотреть на 4 сезоне, но знаю почему. Всецело поддерживаю.

2015-06-09 в 21:11 

silent_tardis
Красивые похороны не гарантируют райские кущи
Вот вообще в точку. Особенно про Локи. И, эм, он же в комиксах в женщину превращался и даже вроде Халка соблазнить пытался? Так что не удивительно, что девушки себя с ним ассоциируют. Особенно при учете как в фильмах про Тора женские персонажи прописывают(

2015-06-09 в 22:34 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
silent_tardis, Особенно при учете как в фильмах про Тора женские персонажи прописывают(
Я тоже не фанат Дарси и Джейн, но зато фильмы о Торе единственные из всего Марвела тест Бехдель проходят. Печально, скажи?

URL
2015-06-12 в 03:40 

silent_tardis
Красивые похороны не гарантируют райские кущи
Lost Not Found, но зато фильмы о Торе единственные из всего Марвела тест Бехдель проходят. Печально, скажи?
Ну может в режиссерке "Эры Альтрона" выдадут диалог между Наташей и женой Клинта? Или Наташей и Вандой? *я все еще оптимист* А вообще, да, печально это все как-то(

2015-06-12 в 04:14 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
silent_tardis, Ну может в режиссерке "Эры Альтрона"
Я жду режиссёрку Альтрона только для того, чтобы было больше поводов растерзать её нахуй в марвелодроче. И если Уидон подкинет мне 15 секунд диалогов женщин, то это не загладит не то что все - даже один из его косяков.

URL
2015-06-12 в 04:56 

silent_tardis
Красивые похороны не гарантируют райские кущи
Lost Not Found, Я жду режиссёрку Альтрона только для того, чтобы было больше поводов растерзать её нахуй в марвелодроче.
Меня с Наташиной личной проблемы бомбануло, потому что не делает это ее монстром. Убийство людей по заданиям - да, возможно, но не то вот, что нам показали( Это я еще на фильм пошла с подругой, у которой, если верить врачам, вообще может никогда детей не будет( Выходили с синхронным: "Халк - мудак!" Хотя проблема все же не в нем, а в режиссере и сценаристе. Еще убило, что в одном месте они людей эвакуировали, а когда до этого Халк черный квартал стал крушил, то всем было как-то пофиг(( От режиссерки я скорее жду: "Сделайте мне, пожалуйста, нормально." и я все еще оптимист

2015-06-12 в 13:28 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
silent_tardis, Это я еще на фильм пошла с подругой, у которой, если верить врачам, вообще может никогда детей не будет(
Ну вот я и опасалась, что сотни тысяч женщин с диагнозами пойдут в кино и услышат это от единственной постоянной женщины в основном составе. Это омерзительно.

Еще убило, что в одном месте они людей эвакуировали, а когда до этого Халк черный квартал стал крушил, то всем было как-то пофиг((
Какой чёрный квартал? Ты про тот африканский город, где был бой Халка с Халкбастером?

URL
2015-06-12 в 23:20 

Обитатель
Насчет причин популярности Локи - согласна с автором статьи на все 100% (хотя сама я терпеть не могу Локи :D ). А вот насчет причин популярности Баки - согласна, пожалуй, где-то наполовину. Мне кажется, причина его популярности лежит в другой плоскости. Отчасти в этой... Но не полностью.

Какой чёрный квартал? Ты про тот африканский город, где был бой Халка с Халкбастером? - хотя спросили не меня, но вставлю 5 копеек: да, тот африканский город. Нам долго и смачно показывали, как Халк крушит город, но никто не почесался эвакуировать местное население.

2015-06-13 в 12:50 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Обитатель, а какие твои версии популярности Баки?
Я, естественно, не считаю (как и автор статьи, скорее всего), что он обязан своей популярностью исключительно факторам, изложенным в посте. Это просто её объяснение тому, почему Баки резонирует с дамами. А так вполне очевидно, что успех персонажа зависит не только от подобных вещей. Стив, например, безмерно популярен среди фанаток (я бы сказала, популярнее Тони в разы), хотя его судьба не схожа с судьбами большинства женщин.

Насчёт Халка да, согласна. Можно было бы списать это на время, но это слабое оправдание для фетиша на бум и бдыщь за счёт мирного населения. Правда, если вспомнить, как экшн-фильмы любят воссоздавать 9/11, становится понятно, что у их создателей нет ничего святого. Им даже на собственные трагедии плевать — не то что на чужие.

URL
2015-06-14 в 10:10 

Обитатель
Lost Not Found, заранее извиняюсь за некоторое косноязычие
На мой взгляд, чем образ Баки так сильно полюбился публике - так это в основном тем, что этот персонаж ничуть, ни на грамм, не виноват в тех злодействах, которые он совершал в модусе Зимнего Солдата. Баки не делал осознанного выбора, просто события его жизни сложились так, что внешние обстоятельства лишили его возможности сделать выбор - в этом ключевой момент. И при этом авторы истории явно сочувствуют Баки и не осуждают его. В фильме сделан акцент на том, что Баки - жертва обстоятельств (а ведь могли бы и на другом акцент сделать - подчеркнуть хладнокровное злодейство Зимнего Солдата, несмотря на жесткий аппаратный контроль над его психикой). По-моему, именно это и вызвало симпатию зрителей к персонажу. Думаю, каждому человеку хочется, чтоб его не осуждали за совершенные им нехорошие поступки. Сочувствие авторов фильма к персонажу зритель подспудно переносит на себя, и потому испытывает симпатию к Баки.
Стив, например, безмерно популярен среди фанаток (я бы сказала, популярнее Тони в разы), хотя его судьба не схожа с судьбами большинства женщин. - а Стива (опять-таки по моему мнению) фанатки обожают за то, что он именно в ситуации с Баки проявил готовность простить и принять того, несмотря на всё)) Скажите мне, что это не есть заветная мечта любой женщины - иметь партнера, который простит ей все ее ошибки)) Вот фандом и воспылал :laugh:
Кстати, гендерный аспект тут тоже имеет место. Баки как бы "изменница, сходившая налево" :laugh: (в том, что он работал на Гидру), и зрительницы в этом все-таки ассоциируют его с собой. А Стив как бы "муж, готовый простить заблудшую жену", недосягаемая женская мечта) И вот фандом поёт дружным хором "О боже, какой мужчина" :laugh:

2015-06-14 в 10:23 

Обитатель
(вдогонку)
Lost Not Found, Ну вот я и опасалась, что сотни тысяч женщин с диагнозами пойдут в кино и услышат это от единственной постоянной женщины в основном составе. Это омерзительно. - честно говоря, я списала этот диалог на очередной выкрутас наших локализаторов, особенно когда узнала, как много реплик в диалогах изменили (и непонятно ради чего). Я подумала - может быть, в оригинале этот диалог Наташи с Беннером звучал как-то иначе, а наши локализаторы его переделали в угоду проталкиваемой в настоящее время в нашей стране политике "срочно всем рожать больше!" Асудить тех, кто не рожает. Протолкнуть им мысль о том, что они - монстры. Ну вот как-то так))

2015-06-16 в 12:51 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Обитатель, я категорически не согласна с твоей трактовкой. Далеко не большинство женщин желают безнаказанно изменять своим мужьям. И далеко не большинство хотят при этом совершать ошибки и не учиться на них, а получать поблажки. Ну и вообще, если продолжать твою аналогию, то Баки - это не жена сходившая налево, а жена, которую изнасиловали, и прощать тут ее как бы не за что. Нельзя называть злодействами (тем более хладнокровными) то, что было совершено против воли и неосознанно. Баки запрограммировали реагировать на кучу триггеров, у него есть даже своя кнопка "выкл.", о каких злодействах вообще идет речь?

Что же касается Наташи, то твоя теория рушится по двум причинам: а) я смотрела на украинском; б) люди, смотревшие в оригинале, так же возмущены. Ну и вообще, какой смысл проталкивать "срочно рожай!" бесплодным? Наташа-то не могла иметь детей, а не не хотела. Пропаганда против добровольной стерилизации? Бред.

URL
2015-06-16 в 18:55 

Обитатель
Lost Not Found, меня все-таки подвело мое косноязычие :facepalm3: Зря я использовала пример с супружеской изменой для аналогии, он был неуместным и неудачным.
Я не имела в виду совершать ошибки и не учиться на них, а получать поблажки. Я хотела подчеркнуть, что симпатия аудитории к Баки, на мой взгляд, опирается на то, что он - жертва обстоятельств, и авторы ему сочувствуют, а не осуждают.

Что же касается Наташи, то твоя теория рушится по двум причинам: а) я смотрела на украинском; б) люди, смотревшие в оригинале, так же возмущены. - ну, значит, я ошиблась :nope:

2015-06-16 в 23:06 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Обитатель, ну так "накосячил и легко отделался" и "жертва обстоятельств" - это две сильно разные вещи. Это как помидор со стулом перепутать.
Люди любят Баки не потому, что он жертва и ему нельзя предъявлять претензии. Они сопереживают ему по этой причине. Это разные вещи.

URL
2015-07-11 в 19:08 

silent_tardis
Красивые похороны не гарантируют райские кущи
Lost Not Found, да, тот город...извините, что такой слоупок, но прожила месяц в месте практически без интернета, поэтому увидела только сейчас(((

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Butt Is Gonna Hurt

главная