20:53 

DCдроч: Batman

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Неоднократно было подмечено, что франшизы о Супермене и Бэтмене параллельны: первый фильм в обеих считается лучшим и наиболее любим; второй более мрачный, и с ним связана смена режиссёра; третий делает упор на комедию и собирает незаслуженно большую кассу; ну а четвёртый – это лютый пиздец, загубивший франшизу. И не стоит также забывать формальный спин-офф о женском персонаже из той же вселенной. Так что нам придётся пережить этот ухабистый путь повторно – на сей раз с Тёмным рыцарем и его первым самостоятельным кинематографическим продуктом.

Но прежде чем мы заговорим о фильме, стоит обсудить самого Бэтмена. Если вы вдруг живёте в пещере, то открою вам секрет: Бэтмен популярен. Очень популярен. Очень, очень, ОЧЕНЬ популярен. И так было всегда, если забыть о паре небольших ухабов на пути. Во все времена Бэтмен был мэрисьюшной мечтой юных мальчиков по всему миру, и чем больше фильмов о нём снимали, тем больше росла его фанбаза. Но даже когда не читающая комиксы публика была знакома только с телесериалом 60-х и мультиками Ханны-Барберы, Бэтмен всё равно был очень популярен. Очень, очень, ОЧЕНЬ популярен.

И, точно так же, как и сейчас, во все времена у Бэтмена была туева хуча бахнутых на всю голову фанатов. Если вы были живы летом 2013 года, когда Уорнеры представили Бена Аффлека как нового Бэтмена, вы примерно можете представить себе одну пятую той истерики, которая случилась с фэнбоями в 1988 году, когда было объявлено, что Тёмного рыцаря будет играть Битлджус. За неимением интернета, где можно брызгать слюной и срать в комментах к видюшкам, в которых кто-то другой брызжет слюной, фэнбои (факбои?) закидали студию письмами (бумажными! написанными от руки!) с протестами, общее число которых составило около 50 тысяч. Потому что если комедийный актёр среднего телосложения сыграет Бэтмена, мир перестанет вращаться, и мы все умрём.

Помните, я говорила в посте о «Первом мстителе», что фанаты меньше возмущались бы из-за Криса Эванса в роли Капитана Америки, если бы видели весь список кандидатов? Это заявление ещё правдивее, когда речь идёт о претендентах на роль Бэтмена. Знаете, кто был номер один в этом списке? Мэл Гибсон! Интересные примеры также включают Тома Круза, Харрисона Форда, Роберта Дауни-младшего, Кевина Спейси, Денниса Куэйда, Пирса Броснана, Кевина Клайна, Брюса Уиллиса, Чарли Шина и некоторых других. Мой личный топ 5: Билл Мюррей, Кевин Костнер, Том Хэнкс, Арнольд Шварценеггер и Мэттью Бродерик. Друзья, если список кандидатов на одну роль варьируется от Шварца до Бродерика, то финальный вариант не может быть так уж плох.

Справедливости ради, все эти люди рассматривались на роль Бэтмена в разное время, когда с тоном фильма ещё не определились. Одним из вариантов была комедия а-ля сериал 60-х, поэтому ничего удивительного, что студия выдвигала такие изумительные кандидатуры. Одно время к фильму был прикреплён Айвен Райтмен, подаривший нам «Охотников за привидениями» и «Полицейского из детского сада», и на роль Робина (когда он ещё предполагался в этом фильме) рассматривали Эдди Мёрфи.

В любом случае, самое время поговорить о так возмутившем факбоев актёре для роль Брюса Уэйна/Бэтмена – о Майкле Китоне. Он не заслуживает такого хэйта. Начнём с того, что он подошёл к роли очень серьёзно: читал «Возвращение Тёмного рыцаря» (damn you, Miller!) для референса и озаботился тем, чтобы Брюс и Бэтмен были как можно менее похожи (делать голос Бэтмена ниже – его идея). Культовое “I’m Batman” из первой экшн-сцены – также импровизация Китона, в то время как в оригинальном сценарии было написано: “I am the night” – одна из коронных фраз Тёмного рыцаря. Также вклад Майкла Китона заключается в специфической манере Бэтмена двигаться:

Костюм не давал никакой возможности шевелить шеей. Сам Китон рассказывал, что маска прилипала к его щекам, и стоило ему только повернуть голову, как она отходила с громким чпоком. Однако ему удалось превратить это неудобство в фирменную фишку. Хотя, конечно, не все его идеи были хороши:

Вообще у меня хватает проблем с презентацией Бэтмена в этом фильме. Если придираться к деталям, то странно после трилогии Нолана видеть Брюса Уэйна, чьи родители и прошлое не на слуху у других жителей Готэма. По идее, Брюс должен быть самым заметным человеком в городе (и самым завидным холостяком), но здесь он живёт в странном уединении, и всем как будто плевать на него. Один раз мы видим вечеринку в его особняке, но при этом журналист готэмской газеты не знает его в лицо.

То, как Брюс работает, меня тоже озадачивает. Например, выясняется, что на время вечеринки он установил в собственном доме жучки и камеры слежения, что позже пригодилось ему, когда потребовалось выяснить, куда ушёл комиссар Гордон. Потому что не то чтобы Бэтс мог подключиться к полицейской частоте или ещё как-то узнать, для чего комиссара полиции вызвали на службу ночью. Но это всё придирки, а как сам персонаж? Здесь интереснее.

Видите ли, роль Бэтмена включает в себя трёх разных людей: легкомысленного повесу Брюса Уэйна, которого знает публика, серьёзного и собранного Брюса, каким его видят Альфред, Робин и другие приближённые, и устрашающего Бэтмена, которого боится преступный мир Готэма. За всю историю персонажа ни одному актёру, игравшему его вживую, не удалось воссоздать все три образа – правильно или в принципе. И, учитывая мою веру в Аффлека, в ближайшее время этого тоже не произойдёт. Однако Майкл Китон подобрался к совершенству ближе всех, потому что он, в отличие от почти всех своих коллег-Бэтменов, действительно играет трёх разных людей. Его «притворный» Брюс, правда, отдаёт не столько Тони Старком, сколько Кларком Кентом: он немного неловкий и обаятелен скорее как гик, чем как плейбой. Это странно наблюдать, но такое поведение имеет смысл в контексте образа жизни, который Брюс Уэйн ведёт в этом фильме. Устрашающий Бэтмен тоже получает высокую оценку: если бы экшн поставили хорошо, всё было бы вообще зашибись, но вины актёра в этом нет. Ну а «настоящий», серьёзный Брюс у Китона вышел лучше всего, там придраться не к чему. Иными словами, это лучший Брюс Уэйн/Бэтмен из всех, что мы видели в игровом кино или ТВ, и если бы мне надо было выбрать любимого лайв-экшн Бэтмена, это определённо был бы Майкл Китон. Жаль только, что он слишком хорош для этого фильма, и местами ему не с чем работать.

Например, его роман с Викки Вэйл. Я в него не верю ни на секунду, и Ким Бейсингер совсем не помогает. Я не могу всю вину валить на неё, потому что её роль в целом сводится к крикам, обморокам и похищениям, но есть достаточно актрис, которые даже из совсем плоской роли могут сделать что-то приличное или хотя бы уникальное. Например, Джейми Ли Кёртис, Дайан Китон, Джессика Лэнг, Мэрил Стрип, Мишель Пфайффер, Сьюзен Сарандон или Сигурни Уивер. И все эти дамы рассматривались на роль. Не забывайте, это был конец 80-х. Но продюсеры выбрали самую… красивую? Да и почему бы и нет, когда её первое появление вот такое:

Кстати, Викки – отличный индикатор эпохи. Взгляните на это платье:

Это она так для благотворительной вечеринки оделась. Впрочем, это всё равно гораздо лучше, чем её наряд в “All Star Batman and Robin the Boy Wonder”:

К слову, в комиксах, как вы можете видеть, Викки Вэйл – рыжая, в то время как Ким Бейсингер – блондинка. По словам одного из создателей Бэтмена, Боба Кейна, Вэйл изначально должна была быть блондинкой в комиксах, но получилась рыжей из-за ошибки колориста. Хотя кому какое дело до цвета её волос, когда её роман с Брюсом Уэйном настолько неубедителен?

Викки Вэйл задумывалась как готэмский аналог Лоис Лэйн, и она была репортёром “Gotham Gazette”. В фильме издание почему-то стало называться “Gotham Globe” (впрочем, здесь и новостной канал – “Action News”; видимо, до какого-нибудь “Gotham News Network” додуматься было тяжело). Викки объединяется с оригинальным персонажем – журналистом Александром Ноксом – чтобы запечатлеть недавно объявившегося виджиланте в костюме летучей мыши, потому что здесь Викки Вэйл не репортёр, а фотограф. Она даже фотографировала для “Time”:

Пара слов об этом кадре. Во-первых, какой несодержательный выпуск – всего один подзаголовок. Во-вторых, даже если на обложке полно места, никто не будет таким крупным шрифтом печатать имя автора. В-третьих, Викки даже не автор статьи, а фотограф. Это что, спецвыпуск «Без комментариев»? В-четвёртых, какое солидное издание напишет “pics by”? В-пятых (и это уже не придирка, а интересный факт), Корто Мальтезе – это островное государство к югу от Южной Америки, которое вместе со своей революцией появляется в пресловутом миллеровском “The Dark Knight Returns”. Эта вымышленная страна была названа Миллером в честь персонажа одноимённого итальянского комикса, коего Фрэнк большой фанат. Ну и в-шестых, один этот кадр рассказывает о Викки больше, чем все диалоги вместе взятые. Викки Вэйл – амбициозная и отважная женщина, готовая на большой риск ради истории. Как Лоис. Но, в отличие от старых фильмов о Супермене, где мы видим Лоис именно такой, Викки здесь никак не проявляет себя с этой стороны. Она верещит, как героиня слэшера, и является объектом вожделения Джокера, что регулярно делает её девой в беде. И нет, это не её вина, что её хочет Джокер. Это вина сценаристов. Как и вот это:

При этом фильм пытается убедить нас в том, какая Викки невероятная и уникальная, а также в её головокружительной химии с Брюсом Уэйном. Дворецкий Брюса Альфред особенно раздражающе их шипперит, да ещё намекает Брюсу, дескать, отношения с Викки важнее борьбы с преступностью. Иными словами, Бэтмен «замуж выйдет – перебесится» на тему правосудия и справедливости. Но самое безумное, что Брюс тоже искренне верит в то, что между ним и Викки «что-то есть». Эти двое пофлиртовали на вечеринке, побыли на одном неловком свидании, окончившемся сексом с последующим висением Брюса вверх тормашками – и всё, Альфред уже готов детскую декорировать, а наш герой собирается с духом, чтобы открыть Викки свой секрет. И открыл бы, если бы Викки перестала высказывать ему свои претензии. Узрите страсть:

В этот момент лично мне было бы насрать на его секреты, он бы у меня в окно летел, Бэтмен или нет. Но её, видимо, это впечатлило, и если бы не внезапный визит Джокера, Брюс выложил бы ей всё. Но ничего страшного, что Викки не узнала тайну Брюса от него самого, ведь всего через пять минут экранного времени шиппер Альфред привёл её в Бэт-пещеру. Я повторяю: Альфред привёл Викки Вэйл в Бэт-пещеру без ведома и без разрешения Брюса. Для фэнбоев это было последней каплей, и Тим Бёртон, по его собственным словам, был забанен на комик-конах за этот поворот, хотя сам режиссёр утверждает, что не имеет к этому решению никакого отношения. И без какого-либо красивого перехода это подводит нас к настоящей звезде этого фильма – Джокеру в исполнении Джека Николсона.

На эту роль изначально рассматривали худых и не отличающихся традиционной привлекательностью мужиков вроде Уиллема Дефо, Дэвида Боуи, Тима Карри и Джеймса Вудса. Тем не менее, студия остановилась на Джеке Николсоне и хотела его так сильно, что когда он отказался, они предложили роль Робину Уильямсу исключительно как мотивацию для Николсона. Не знаю, как это работает, но Джек согласился, а Уильямс так сильно обиделся, что не только отказался играть Загадочника в «Бэтмен навсегда», но и зарёкся сниматься в любых проектах Уорнер Бразерс, пока студия не принесла ему извинения.

Когда я говорю, что Джокер – настоящая звезда этого фильма, я не имею в виду, что он всех перекрыл, как Хит Леджер в «Тёмном рыцаре». Я говорю о том, что Джокер – реально главный герой «Бэтмена»: на нём основной фокус, у него больше экранного времени, и мы знаем о нём гораздо больше, чем о Брюсе Уэйне. И вау, словами не описать, насколько это вредит персонажу.

Как вы можете знать, происхождение и настоящее имя Джокера всегда были тайной в комиксах. Есть несколько вариантов его ориджин стори, включая самую известную – из графической новеллы “Batman: The Killing Joke” Алана Мура, которая вышла за год до этого фильма. Однако ни одну из этих историй нельзя считать на сто процентов правдивой: они все содержат достаточное количество расхождений в деталях и мелких противоречий, чтобы дать примерное представление о персонаже, но при этом не раскрывать все карты. Кто-то даже сравнил это с фильмом (и одноимённым рассказом, по которому он был снят) «Расёмон», где разные персонажи описывают одни и те же события по-разному, и невозможно установить, какая версия истинна. Аналогично с именем Джокера: на страницах комиксов встречались разные псевдонимы, включая уморительный Джо Керр, однако маловероятно, что хоть один из них является настоящим.

Здесь же мы имеем не только полное имя и правдивую (она разворачивается у нас на глазах) ориджин стори, но даже элементы прошлого Джокера, и всё вместе это лишает персонажа его… джокерности. Естественно, актёрская игра Николсона великолепна, однако написан этот Джокер паршиво и непримечательно: Джек Нэпьер – обычный бандит с замашками психопата, который любит спрашивать своих жертв, танцевали ли они когда-нибудь с дьяволом в бледном свете луны, потому что вот такой он претенциозный. Он работает на мафиозного босса Карла Гриссома, который изначально должен был быть комиксным злодеем Рупертом Торном, пока сценаристы не решили его убить. Потому что нельзя просто взять и убить Руперта Торна в фильме о Бэтмене. Они ведь планировали большую франшизу и наверняка собирались замутить с этим персонажем много интересных сюжетов в будущих фильмах. Ладно, отключаю сарказм.

В общем, Джек работал на Гриссома и трахал его бабу. Из-за того, что он крайне неприятный самовлюблённый тип с лицом Джека Николсона, никакая дама не способна ему отказать. Вместо того чтобы в стиле Говарда Сэйнта (я использую «Карателя» как положительный пример, капец!) прибить и изменницу, и её любовника, Гриссом отправляет Джека на дело и натравливает на него копов. Потому что это очень логично и ни за что не выведет следствие на него. В результате потасовки на заводе Джек падает в котёл с химикатами (который, как полагается, просто стоит себе открытый и ждёт, когда в него свалятся), его лицо уродуется, и он становится Джокером:

Иными словами, чувак трахал бабу босса, и жажда мести последнего привела к его превращению. Отстой же! Я уж молчу о том, что это не особенно отразилось на психике Джека, который как был претенциозным мудаком, так и остался. Впрочем, если «Сияние» – показатель, то у Николсона в принципе всегда были проблемы с тем, чтобы сыграть кого-то более-менее нормального, кто потом становится психопатом. Он сразу начинает с психопата, потому что ему так интереснее.

Но обо всём по порядку. Итак, Джек падает в химикаты и получает белый цвет лица, зелёные волосы и перманентную улыбку. После операции в тёмном грязном заброшенном здании теми же инструментами, что использовал злой дантист в «Магазинчике ужасов», потому что гротеск, Джек называется Джокером, убивает Гриссома, захватывает его бизнес и решает отравить косметику Готэма. Попутно он гоняется за Викки Вэйл, но я стараюсь об этом не думать. Отравление косметических продуктов – это очень по-джокерски, я не спорю, но сам план не имеет никакого смысла. Джокер использует яд под названием «Смайлекс», в результате которого люди начинают безудержно смеяться и вскоре умирают с застывшей на лице жуткой улыбкой:

В оригинальном сценарии смерть от «Смайлекса» была более долгой и мучительной, что ближе к олдскульному стилю Джокера, но это не главное. Главное, что Джокер объявил Готэму о том, что отравил косметические средства, и прикол заключается в том, что никто не знает, какие именно. Потому что нет совершенно никакой возможности проверить, какой косметикой пользовались умершие люди (особенно если это модели, которых красили гримёры). Ведь смотреть, как все избегают косметики и становятся страшными, гораздо веселее для Джокера, чем никому ничего не говорить и наблюдать, как Готэм паникует от загадочных, непонятно откуда взявшихся отравлений. Да, кстати, люди избегают косметики и становятся страшными. Во всяком случае, телеведущие:

Серьёзно? Вы хотите сказать, что по невероятному стечению обстоятельств у этого конкретного ведущего (и его коллеги женского пола) именно в этот момент дома закончились гели для умывания, а также скрабы, мыло, гели для душа или хотя бы спирт, вместе с кондиционером для волос и средствами для укладки? При этом все остальные герои в порядке. И ладно, я могла бы понять Брюса, но Викки выглядит сногсшибательно, продолжая при этом краситься. Наверное, это потому, что она не кинулась истерично выбрасывать помаду, которую купила три месяца назад. Идиотизм этой маленькой детали выводит меня из себя!

Но и это ещё не всё! Оказывается, Джокер отравил косметику очень хитрожопо. Фишка не в том, что какие-то продукты отравлены, а какие-то нет, а в том, что все продукты отравлены, но опасны лишь определённые сочетания.

:facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm::facepalm:

То есть Джокер заморочился с тем, чтобы отравить абсолютно всю косметическую продукцию Готэма (и я даже не буду сейчас вспоминать о той, что делается и разливается в других городах Америки или вообще за границей), но при этом кому-то может повезти, а кому-то – нет? С какой целью? Зачем такие хлопоты? И если вам мало бреда, то Бэтмен выяснил, какие косметические средства нельзя сочетать, и передал эту информацию Викки на печать:

Итак, мы имеем: дезодорант + детская присыпка, лак для волос + антиперспирант для ног, помада + лак для ногтей, лосьон после бритья + тальк. Как вы могли заметить, всё, кроме третьего сочетания (которое представляет опасность для большинства женщин и трансвеститов), очень специфично. Опуская тот факт, что тальк входит в состав детской присыпки, поэтому разграничение лично мне кажется странным, схема Джокера смертельна для молодых родителей, бреющихся штангистов и лохматых неудачников с вонючими ногами. Добавьте к этому время, которое необходимо для того, чтобы значительное количество людей из перечисленных мною групп успело отравиться (напоминаю, у всего города косметика не заканчивается одновременно), и этот план едва ли можно назвать эффективным. Тем не менее, он сработал. Потому что этот сценарий не имеет смысла.

И, чтобы добить, Джокер устраивает парад, на котором решает отравить уже совсем всех, и заманивает на него жителей Готэма, обещая разбрасывать деньги. И люди ломанулись туда. Да, вся эта ситуация возможна лишь при условии, что в Готэме живут исключительно имбецилы. Кстати об оных, никто не убивает Джокера на параде, хотя он на виду, и его можно легко расстрелять. Чтобы Бэтмен выглядел хорошо на их фоне, полиция в этом городе такая же одарённая, как и те идиоты, которые бросились за деньгами Джокера.

Да, пора поговорить о комиссаре Гордоне. Его играет Пэт Хингл – единственный актёр, кроме Майкла Гофа (Альфред), кто снялся во всех четырёх фильмах этой франшизы. К сожалению, как и в последующих частях, здесь комиссар Гордон совершенно бесполезен и практически ничего не делает. По словам Хингла, была снята сцена с флэшбеком на тот вечер, когда убили Уэйнов, в которой молодой Гордон успокаивает только что осиротевшего Брюса. Много лет спустя Кристофер Нолан реализовал эту идею в первом фильме своей трилогии, но до тех пор от удалённой сцены остался лишь один кадр, использованный в газетной статье о тех событиях:

Подобно Гордону, от безделья страдает также Харви Дент в исполнении Билли Ди Уильямса. Уильямс согласился на эту незначительную роль (серьёзно, его можно вырезать из фильма и ничего не потерять) с тем условием, что потом ему дадут сыграть Двуликого. Чего не случилось, но до этого мы ещё дойдём. Пока же от Двуликого остался только его пластический хирург, доктор Экхарт. Ну, не буквально. Он не был тем врачом, который оперировал Джокера, хотя это было бы самой логичной пасхалкой. Вместо этого, так же рандомно, как с именем декана колледжа Супергёрл, доктор Экхарт подарил свою фамилию лейтенанту Экхардту – продажному полицейскому Готэма. Опять же, никак нельзя было сделать его Харви Буллоком, предательство которого позволило бы Гордону хоть чем-то заняться в этом фильме.

Если уж говорить о рандомных второстепенных персонажах, то нельзя не упомянуть подручного Джокера, Боба. А, нет, погодите, можно. Можно его не упомянуть. К чёрту Боба.

При всём этом обилии ненужных оригинальных персонажей и неверно или плохо изображённых персонажей комиксов особенно забавно существование Алиши Хант – той самой подружки Гриссома, связь с которой стоила Джеку Нэпьеру его лица. Она списана с комиксной героини по имени Кирка (Цирцея?), девушки злодея по прозвищу Чёрная Маска, который изуродовал её лицо шрамами, после чего она (по его словам) покончила с собой. Именно это и случается с бедной Алишей в фильме, потому что Джокер так развлекается. То есть сценаристы лезли из кожи вон, чтобы сделать эту отсылку к комиксам, которую мало кто сразу опознает, но не дай бог при этом комиссару Гордону иметь более значимую роль.

Впрочем, не сказать, чтобы здесь совсем уж никаких забавных пасхалок не было. Например, в самом начале фильма другие журналисты смеются над Александром Ноксом из-за его одержимости Бэтменом, который, как они верят, не существует. В качестве издевательского подарка его преподносят вот это:

Обратите внимание на подпись – Боб Кейн, создатель Бэтмена. Он собственноручно нарисовал эту картинку и изначально должен был засветиться в фильме в роли человека, который даёт её Ноксу, но заболел и не смог попасть на съёмки. Или вот ещё одна интересная деталь, следите за мыслью. Образ Джокера в комиксах был вдохновлён Гуинпленом из фильма «Человек, который смеётся» по роману Виктора Гюго. Другой известный роман Гюго – «Собор Парижской Богоматери», кульминационная сцена в котором – борьба на стене собора. Кульминация «Бэтмена» – тоже драка на стене собора. Вот как далеко может завести людей желание сделать оммаж.

Пора обсудить третий акт. Джокер устроил парад, и никто, кроме Бэтмена, не пожелал его остановить. Бэтмен попытался расстрелять Джокера из своего Бэт-крыла (!) и ни разу не попал (!!), после чего Джокер вытащил пистолет с двухметровым дулом и сбил Бэт-крыло с одного выстрела (!!!). После этого Джокер затащил Викки на самый верх собора, где у них с Бэтменом завязалась потасовка. И здесь мы все должны задаться вопросом: в чём конфликт между Бэтменом и Джокером? Естественно, он не может быть таким же, как в комиксах, потому что Бэтмен и его принципы в этом фильме очень хреново (читай – вообще не) прописаны, поэтому конфликт становится чем-то личным. Каким образом? Очень просто: Джокер оказывается убийцей родителей Бэтмена. Всё верно, когда Джек Нэпьер был мелким бандитом, он застрелил Уэйнов в их весьма неловкой и не лучшим образом срежиссированной сцене смерти. Фанаты были возмущены этим решением, что иронично, поскольку Боб Кейн заявил: если бы он придумал Джокера раньше, он бы сделал его убийцей Уэйнов и в комиксах. От себя могу добавить, что я рада тому, что он не придумал Джокера раньше. Извините, чуваки, я на стороне факбоев в этом вопросе.

Так что да, в этом и заключается арка Бэтмена: он находит убийцу своих родителей и убивает его. Я могла бы сейчас возмущаться и кричать, что Бэтмен как минимум не должен убивать в принципе, но, признаться, он это делает практически в каждом своём фильме и даже в некоторых особо одарённых комиксах, так что у меня уже нет сил кричать. Я лучше потрачу энергию на одну из главных проблем этого фильма – на Тима Бёртона.

Бёртон – один из тех режиссёров, которым ни в коем случае нельзя браться за адаптацию чего-то, что обладает своим уникальным образом. В посте про «Железного человека 3» я уже говорила об опасности привнесения «своего стиля» в существующую франшизу, и наиболее ярким примером этого явления служит то, что Бёртон сделал с Бэтменом.

Небольшой оффтоп. Я – счастливый обладатель делюкс-издания уже упомянутой мной выше графической новеллы Алана Мура “Batman: The Killing Joke”. А знаете, что можно найти на обложке этого издания в верхнем левом углу? Вот это:

And boy does it show…

Плевать, что Тим Бёртон полюбил свой первый комикс в возрасте тридцати лет: есть немало хороших супергеройских фильмов, которые были сняты людьми, не выросшими в обнимку с комиксами. Но, чёрт побери, какая же эта цитата информативная! Естественно, этот фильм получился таким, каким он получился, если первой любимой историей режиссёра о Бэтмене была Бэтмен-лайт новелла! Для тех, кого озадачило вот это последнее: в фэндоме «Доктора Кто» термин “a Doctor-light episode” означает серию, где самого Доктора очень мало, и сюжет фокусируется на других персонажах. Самый известный Доктор-лайт эпизод – “Blink”, который сам по себе увлекательный и страшный, но совершенно ничего вам не расскажет о том, кто такой Доктор, какой он из себя и что он делает вообще. Примерно то же самое можно сказать о “The Killing Joke”: справедливости ради, это далеко не такой «лайт», и мы можем многое узнать о Тёмном рыцаре из одной только этой истории, но Бэтмен там – вовсе не фокус. Фокус там – Джокер. И опять же, ничего удивительного, что именно эта новелла приглянулась Тиму Бёртону: с его любовью к отвергнутым обществом фрикам, Бёртон гораздо больше интересовался Джокером, что очевидно для любого, кто видел этот фильм хоть раз. Его чрезмерное увлечение гротескными образами тоже не идёт фильму на пользу, а его видение кажется мне неуместным. Только посмотрите на это:

Мне совершенно непонятен визуальный стиль этого фильма. Здесь явно чувствуется влияние нуара (взять хотя бы очень олдскульную постановку экшна), но он какой-то рванный. Если хотите увидеть Бэтмена в стиле нуар, посмотрите мультсериал 90-х: там даже события происходят в 50-е годы, а общая эстетика смотрится куда более цельно, несмотря на анахронизмы типа компьютеров и вообще всей техники Бэтмена.

Ну и чтобы добить – саундтрек. Открывающая тема Денни Элфмана великолепна, но все остальные мелодии звучат неуместно, а музыкальное сопровождение финальной экшн-сцены и вовсе кажется отвергнутой песней из «Кошмара перед Рождеством». И всё становится только хуже, когда в фильме звучат песни Принса. Тут вообще без комментариев.

Короче говоря, я не в восторге от этого фильма и не понимаю любви некоторых фэнбоев. Мне нравятся отдельные моменты, но они так редки и малочисленны, что не спасают фильм. Интересный факт, сам Тим Бёртон тоже не в восторге от финального продукта, в процесс производства которого неоднократно вмешивалась студия. Интересно, какого он мнения о сиквеле, в котором ему предоставили полнейший творческий контроль? И чем может обернуться решение дать Тиму Бёртону полную свободу в проекте, который не является его детищем? Это мы узнаем в следующий раз.

@темы: DC, DCдроч, I'm Batman, кино, спойлерно

URL
Комментарии
2015-09-15 в 12:12 

Dragoon Zaphod
Упрямый баран прошибёт больше ворот, чем умный, но неуверенный.
Ура, продолжение! :red:
Я люблю Майкла Китона. Это мой любимый Бэтмен :3
Он сразу начинает с психопата, потому что ему так интереснее.
Я думаю он не с психопата начинает, а с клоуна. Самый большой талант Джека - играть комедийных психопатов, что ему и удаётся легко и просто. Нет, он может и серьёзно сыграть. В Китайском квартале, например. Но комедия ему ближе.
К чёрту Боба.
Ах, а я так надеялась Х))
В посте про «Железного человека 3» я уже говорила об опасности привнесения «своего стиля» в существующую франшизу, и наиболее ярким примером этого явления служит то, что Бёртон сделал с Бэтменом.
Тут уже частично имхо. Может учтём, что частью своей популярности Бэтмен обязан именно Бёртону? По сути, с Бёртона кинокомиксы стали медленно, но верно, становится более серьёзными. Я не спорю, что Бёртон вложил много себя в этот фильм - это очевидно. В сиквел он вложился ещё сильнее. Но его стиль сильно повлиял, в том числе, и на трилогию Нолана.

Что есть сильного в этом фильме (опять имхо), так это образ города. А точнее великолепные декорации. Готэм получился очень вхарактерным. У нолановского Готэма такого шарма и уникального стиля нет, за что я сердита на Нолана.

Нужно ещё учитывать, что студия, очевидно, делала фильм для семейной аудитории. И Бёртона тогда ругали, что фильм слишком мрачным получился Х))) Конечно, после нолановской трилогии такого никто не скажет :)

Продолжай в том же духе :dance3:

2015-09-16 в 00:40 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Я люблю Майкла Китона. Это мой любимый Бэтмен :3
Мой тоже, из немультяшных. А в принципе Кевин Конрой, конечно.
Я думаю он не с психопата начинает, а с клоуна.
Я всё же не на комедийные роли опиралась, а на "Сияние", потому что похожая тема: должно быть перевоплощение, которого попросту нет.
Ах, а я так надеялась Х))
Свет клином на этом Бобе сошёлся...
Может учтём, что частью своей популярности Бэтмен обязан именно Бёртону? По сути, с Бёртона кинокомиксы стали медленно, но верно, становится более серьёзными.
Не согласна категорически. В 1985 году у DC случился "Кризис на бесконечных землях", который ознаменовал конец Бронзового века и начало более серьёзных и драматичных комиксовых сюжетов. В течение всего лишь следующих трёх лет мы получили (помимо "The Killing Joke") "Year One", "The Dark Knight Returns", "V for Vendetta" и "Watchmen". Антигерои стали появляться всё чаще, мораль начала становиться всё более серой. Что я пытаюсь сказать: в мире комиксов уже было достаточно дарково и становилось ещё дарковее, до Бёртона. И рано или поздно даркового Бэтмена кто-нибудь экранизировал бы - с Бёртоном или без. Популярность бёртоновской версии дала понять студии, что это продаётся, и благодаря этому мы получили TAS, Beyond и прочие прелести, но сам Бёртон здесь так, мимо пробегал. Это не его сценарий, да и как исполнительный продюсер жар задавал скорее Джон Питерс, хорошо это или плохо. Вот "Возвращение Бэтмена" - это уже да, это уже Бёртон, и об этом мы поговорим в следующий раз))) Но в любом случае, я бы лично оценила вклад Бёртона в популярность мрачного Бэтмена и существование TAS где-то в 1-2%, не больше. Бёртон пришёл, сделал свою работу и ушёл, оставшись при этом недовольным финальным результатом.
Но его стиль сильно повлиял, в том числе, и на трилогию Нолана.
Опять же не согласна. Учитывая, что любимое слово Нолана при подходе к фильмам о Бэтмене - это "реализм", в то время как у Бёртона - "гротеск", я бы назвала дилогию Бёртона и трилогию Нолана практически полными противоположностями. Особенно стилистически.
Что есть сильного в этом фильме (опять имхо), так это образ города. А точнее великолепные декорации. Готэм получился очень вхарактерным. У нолановского Готэма такого шарма и уникального стиля нет, за что я сердита на Нолана.
Моё мнение вновь строго противоположное. Готэм у Нолана - настоящий. Он выглядит более обыденно, потому что задумка была в том, чтобы показать: Готэм реален, и ты, дорогой зритель, можешь жить в таком вот Готэме, не подозревая об этом. Можно как угодно относиться к этой идее, и я не говорю, что непременно одобряю такой подход, однако это чёткое видение, которое было реализовано на сто процентов.
У Бёртона же Готэм такой искусственный, что тематический парк рядом с ним казался бы более настоящим. Опять же, дело вкуса, но меня задевает несерьёзный подход и наплевательское отношение к адаптируемой вселенной. Бёртону плевать на комиксы, на Бэтмена как персонажа (об этом мы тоже поговорим в следующем посте), и он как бы говорит нам: "Это всё не настоящее, это просто ебанутая сказка, где чувак переодевается в костюм летучей мыши!" Каждому своё, но мне такой подход не нравится совсем. И да, я просто считаю, что декорации выглядят паршиво, такое тоже есть.

URL
2015-09-16 в 10:49 

Dragoon Zaphod
Упрямый баран прошибёт больше ворот, чем умный, но неуверенный.
Не согласна категорически.
Я боюсь, я опять мутно выразилась. (моя вечная проблема) Что комиксы стали дарковые не благодаря Бёртону, да, всё верно. Я же говорила про кинокомиксы. Про образы персонажей из комиксов в кино. У Бэтмена пропал комедийный образ из сериала 60-х. Он стал серьёзнее в кино. А потом пришёл Нолан и сделал всё ЕЩЁ серьёзнее. Но, опять-таки, семейная аудитория, да.
Согласна, со всем, что ты сказала выше, если что.
полными противоположностями
Я это и хотела сказать, сорри.((
Моё мнение вновь строго противоположное.
У Нолана такой сеттинг в каждом его фильма, кроме, вроде бы, Интерстеллара. Стандартный американский город. Мне это не нравится, так как это обезличивает Готэм. Нет в нём уникальности. Просто очередной американский город-миллионик. Но это моё мнение.
У Бёртона же Готэм такой искусственный, что тематический парк рядом с ним казался бы более настоящим.
А ты можешь назвать хоть один фильм Бёртона, где у него проявляется реализм, а не сказка?)) Увы, сказка и фантазия - стихия Бёртона. И да, наверное, Бэтмену это на пользу не пошло. Тебе, конечно, виднее - ты в теме дольше меня.)))

2015-09-16 в 12:43 

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Dragoon Zaphod, Я же говорила про кинокомиксы.
Ну вот я и сказала, что из-за дарковых тенденций в первоисточнике рано или поздно серьёзный и драматичный фильм о Бэтмене появился бы так или иначе. Наличие в уравнении Бёртона совсем не обязательно. Просто так вышло, что он был режиссёром первого фильма.
Мне это не нравится, так как это обезличивает Готэм. Нет в нём уникальности. Просто очередной американский город-миллионик. Но это моё мнение.
Ну я и говорю, что отношение к этому может быть всякое, и твоё мнение так же значимо и заслуживает право на существование, как и мнение последнего законченного фэнбоя. Но объективно у Нолана была задумка сделать Готэм среднестатистическим реалистичным городом, и он её воплотил хорошо.
А ты можешь назвать хоть один фильм Бёртона, где у него проявляется реализм, а не сказка?)) Увы, сказка и фантазия - стихия Бёртона. И да, наверное, Бэтмену это на пользу не пошло.
Собственно, я об этом и говорила, когда утверждала, что "своему стилю" зачастую не место во франшизах, особенно таких богатых на мифологию и personality, как вселенная Бэтмена. Мне нравится "Эдвард Руки-Ножницы", но там стиль Бёртона уместен. Здесь - нет. И можно быть большим фанатом этого режиссёра, но всё равно понимать, что здесь это промах. Как с тем же ЖЧ3: мне нравится то, что Шейн Блэк сделал в "Поцелуе навылет", но когда он сделал то же самое в "Железном человеке", это показалось мне возмутительным.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Butt Is Gonna Hurt

главная