Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
03:00 

DCдроч: Batman Returns

Lost Not Found
Do thou amend thy face, and I'll amend my life
Успех «Бэтмена» не остался незамеченным не только фанатами персонажа, но и студийными боссами, поэтому сиквел был одобрен сразу же, и на этот раз Бёртону дали полную свободу. Отличная идея, чуваки, нет ни шанса, что она вылезет вам боком!

Бёртону как режиссёру наплевать на всё, кроме своего видения – во всяком случае, мне так показалось. Начнём с того, что ему не нравится Бэтмен или, как минимум, он ему совершенно не интересен. Все эти внутренние терзания, чувство вины, психологическая травма, дуальность и хождение по тонкой грани между законом и беззаконием – это всё чушь, скука. Бёртон использует эту вселенную исключительно как возможность накидать в один котёл всю свою фирменную готичность, независимо от того, имеет это хоть какой-то смысл или нет. Пример:

Объясни мне это, Тим Бёртон. Почему Брюс Уэйн сидит в полной темноте в позе античного мыслителя? Почему на крыше его особняка есть гигантские бэт-сигналы? Как они работают? Как они всё ещё остались незамеченными? У меня столько вопросов, и это только четырнадцатая минута фильма.

Кстати, да, в первый раз мы видим Брюса Уэйна на четырнадцатой минуте. Все время до этого Бёртон потратил на знакомство зрителей с тремя антагонистами фильма. Потому что злодеи гораздо интереснее для Бёртона, чем главный герой. Впрочем, я бы не назвала Бэтмена героем в традиционном смысле этого слова. Он скорее… как бы поточнее выразиться… психопат:

И некомпетентный:

На гифке этого не видно, но он простоял там восемь секунд, пока на Ледяную принцессу нападали летучие мыши, поэтому, естественно, дошёл (даже не добежал) до неё слишком поздно. Я говорила, что в первом фильме экшн был не впечатляющим, но это просто ни в какие ворота не лезет. И насколько же сильно чувство вины Бэтмена за то, что он не смог спасти невинного человека?

Видимо, недостаточно сильно, раз он отмачивает уморительные каламбуры на эту тему. И пофиг, что это его нерасторопность погубила Ледяную принцессу, и Пингвин подставил его, и теперь весь город винит его в этом. Бэтмену плевать, а комиссар Гордон всё равно не позволяет своим офицерам стрелять в него. Как почему? Неужели вы пропустили, как в первом фильме между этими двумя установилась крепкая связь сотрудничества и взаимовыручки? Пф!

А ещё я не знаю, чьим безумием объяснить это нововведение – Брюса или Бёртона – но вход в Бэт-пещеру теперь лежит через железную деву. С настоящими шипами:

Если помните, в первом фильме выяснилось, что это Джокер убил Томаса и Марту Уэйнов. Этот твист оказался настолько неудовлетворительным для некоторых, что им было проще поверить в фанатскую теорию о том, что Брюс просто настолько травмирован воспоминанием о смерти родителей, что теперь видит лицо их убийцы в каждом своём враге. Я думаю, что приверженцам этой теории очень понравилась бы идея с железной девой. Но мы сейчас не о них.

Из-за того, что конфликт Бэтмена и Джокера в первой части был личным, а не идейным, у нас не было возможности ничего узнать о том, почему Бэтмен делает то, что он делает, и какие моральные ценности им движут. Из-за этого (и из-за того, что этот аспект персонажа не был интересен никому из тех, кто работал над этими фильмами) Бэтмену нечего делать в сиквеле: он отомстил за смерть своих родителей и наказал их убийцу – всё, больше у него никаких целей нет. Поэтому на передний план выходят злодеи. И я бы, может, даже смирилась, если бы они были интересными, но увы…

Пингвин в исполнении Денни Де Вито – трагическая фигура. Не из-за его трагической бэкстори, а из-за того, что его трагическую бэкстори перечёркивает его омерзительное поведение и внешний вид. Освальд Кобблпот родился у богатых родителей, которые, придя в ужас от его уродства, отказались от него и выбросили его в реку. Правда, в корзинке, поэтому он приплыл к канализационным пингвинам (???), которые вырастили его, как своего.

С чего бы начать? Во-первых, выпущенный в реку и выращенный другим народом младенец, который потом возвращается к своему народу и становится там публичной персоной – это Моисей. Плюс Пингвину ровно 33 года на момент, когда вся история начинается. Как Иисусу. Бёртон, что ты делаешь?

Во-вторых, в зоопарке Готэма есть пингвины, которым открыт доступ в канализацию. И они вырастили Освальда. Как волки вырастили Маугли. Как приматы вырастили Тарзана. Как цирковая труппа готов вырастила Бёртона. И теперь он – Освальд, не Бёртон, хотя кто знает – живёт в канализации, как Киллер Крок. И его подручные – цирковая труппа, как будто он Джокер. У этого Пингвина нет ничего общего с Пингвином из комиксов или мультика, где он был утончённым членом высшего общества, у которого даже есть собственный клуб. Зато клуб в этой франшизе есть у Мистера Фриза. Но до того фарса мы ещё дойдём, а пока надо разобраться с этим.

То, что родители отвергли Пингвина и решили избавиться от него таким негуманным способом, было бы отличным поводом сопереживать ему, если бы его первым деянием, ещё младенцем, не было бы убийство и поедание кота. Этот младенец – монстр, он опасен, логичнее было бы тихонько убить его, а соседям и родственникам сказать, что он родился мёртвым. Я не говорю, что это правильно, но если этим двоим никакая совесть не помешала фактически смыть своё дитя в унитаз, то лучше бы они его убили. Так было бы милосерднее и менее абсурдно.

Но нет, Пингвин выжил и вырос совершенно омерзительным и похотливым варваром (наверное, влияние пингвинов), настолько жутким, что даже обезьянка не могла находиться с ним рядом во время съёмок, потому что её пугал грим. Он решил вернуться в общество людей под видом трагической фигуры и отомстить за свою тяжёлую судьбу, похитив первенцев Готэма (которые все до единого оказались младенцами, естественно). Начал он свой план с невероятно постановочного спасения младенца, после которого все люди стали считать его героем – потому что Готэм по-прежнему населяют имбецилы – и даже стали продвигать его как политическую фигуру.

Последнее, разумеется, стало возможным только благодаря Максу Шреку – оригинальному персонажу в исполнении Кристофера Уокена. Макс Шрек – бесчестный бизнесмен, названный в честь актёра, сыгравшего графа Орлока в немом фильме «Носферату: Симфония ужаса», который был первой известной адаптацией «Дракулы» Брэма Стокера. Какая между этими двумя людьми связь? Никакой. Уокен мог бы сыграть Кармина Фальконе, Сала Марони, отвергнутого в первой части Руперта Торна – да хоть Тони Зукко, учитывая, что они очень сурово изменили бэкстори Робина в третьем фильме. Но нет, Макс Шрек. Просто потому что. Вообще в этом фильме практически отсутствуют пасхалки и отсылки на канон и его предыдущие адаптации. Они хотели, чтобы Бёрджесс Мередит – актёр, игравший Пингвина в сериале 60-х – сыграл отца нынешнего Пингвина, но даже это не сложилось. Уж не знаю, можно ли считать линию с баллотированием Пингвина в мэры пасхалкой: в одном из эпизодов (двухсерийном) сериала 60-х был аналогичный сюжет, но если там атмосфера располагала к нелепости, то здесь мрачный гротеск на фоне абсурдного повествования вызывает головокружение.

Так, что ещё можно считать пасхалкой? А, фирменный мундштук с сигаретой каноничного Пингвина:

Очень символично, я считаю.

Итак, Макс Шрек финансирует и активно продвигает кандидатуру Пингвина на должность мэра Готэма. Эта сюжетная линия осталась от той версии сценария, когда вместо бизнесмена должен был быть Харви Дент (первый случай наёба Билли Ди Уильямса), который стал бы Двуликим в результате взрыва в конце фильма, что плавно привело бы нас к третьей части. Вообще планировалось, что и этот фильм будет прямым продолжением первой части, но Бёртон, как я уже говорила, был не в восторге от получившегося продукта, поэтому сиквел решил сделать по-своему. И теперь мы всегда можем использовать «Бэтмен возвращается» в качестве контраргументов хипстерскому нытью про постоянно вмешивающихся в съёмочный процесс студийных боссов: видите, детишки, иногда хорошо, когда студия насаждает своё видение!

Если вам кажется странным, что все мои попытки начать говорить о Шреке сводятся к закулисным фактам, то это потому, что Шрек совершенно никакой как персонаж. Мы знаем, что он любит своего сына, Чипа (единственного первенца Готэма старше восьми месяцев), но нам наплевать, потому что Чип появляется в фильме на семнадцать с половиной секунд и всё это время предстаёт очень плохим актёром. Шрек движет сразу две сюжетные линии фильма, но при этом единственное, что я о нём помню, сводится к одной фразе:

Nuff said.

Так что единственным злодеем, на которого не мерзко и не бессмысленно смотреть – это Женщина-кошка в исполнении Мишель Пфайффер. О, Селина, что же мне сказать о тебе? Какие вообще эмоции испытывать, когда ты категорически не согласен с изображением персонажа, но в восторге от того, как этот персонаж сыгран? Я не знаю, я испытываю в большей степени конфуз, но он не помешает мне сказать о том, что Пфайффер великолепна в этой роли. Она вынесла весь фильм на себе. Она – единственная причина, по которой этот фильм помнят с какими-никакими положительными эмоциями. И хотя она не вписывается в рамки земной логики (как и всё остальное в этом бедламе), она хотя бы вызывает интерес.

В отличие от комиксов, здесь Селина Кайл – неудовлетворённая жизнью секретарша Макса, не пользующаяся уважением и не имеющая никаких радостей в жизни. Её сюжетная линия примерно на одном уровне с общей втфшностью фильма. Сначала она – по совершенно непостижимым для меня причинам – залезла в засекреченные файлы Шрека и узнала о его коварном и совершенно бессмысленном плане кражи энергии у Готэма, затем взяла и рассказала об этом самому Шреку, а потом была очень удивлена, когда он вышвырнул её в окно. На самом деле, я могу её понять: как он собирался скрыть это преступление, если бы труп Селины нашли под разбитыми окнами офиса, в котором она работала?

Но к счастью, кошки искусали Селине пальцы, что вернуло её к жизни, но сделало её сумасшедшей. После чего она пошла домой, разрушила полквартиры и сшила себе полноценный кэтсьют с маской из одной короткой лайковой куртки. При этом отверстия для глаз были такие гигантские, что, естественно, супергерой, которого называют лучшим детективом в мире, не сообразил, кто скрывается под этой маской.

И да, давайте поговорим об этой любовной линии. Брюс запал на Селину, но не против флирта Женщины-кошки. При этом я в упор не вижу привлекательности ни одной, ни второй. Как и с Викки Вэйл, сцены Брюса и Селины не романтичные, а неловкие, и мне больно на них смотреть, не то что верить в их взаимное влечение. А уж его шуры-муры с Женщиной-кошкой я не понимаю и вовсе. В мультике она идейная воровка с потенциалом для исправления, и иногда их моральные ценности пересекаются. Здесь она безумная террористка, бесцельно взрывающая магазины Шрека. Шрека, у которого она всё ещё работает секретаршей, утверждая, что ничего не помнит о той ночи, когда он вышвырнул её в окно. Подруга, просто подсыпь ему цианида в кофе, что ты себе думаешь вообще? А, да, ты же сумасшедшая и считаешь, что у тебя девять жизней, чего, видимо, достаточно, чтобы получить неуязвимость и регенерацию, как у Дэдпула. Окей.

Но я не могу злиться на бессмысленность всего этого, потому что, чёрт побери, как же Мишель Пфайффер хороша! И это при том, что она не могла нормально дышать в этом костюме или находиться в нём долгое время, настолько туго он на ней сидел. А ещё я говорила про почти полное отсутствие пасхалок, но с Селиной связана самая адекватная. Когда она сообщает Шреку о том, что знает о его дебильных планах, свет в комнате приглушённый и зловещий, и её очки отбрасывают интересную тень на её лицо:

Эта тень по форме похожа на маску, которую носили в сериале 60-х Джули Ньюмар, Ли Меривезер и Эрта Китт:

В общем, я прощаю всё, даже их с Пингвином совместную сцену, где она ведёт себя, как увлёкшийся косплеер:

Всяко лучше, чем Пингвин, который пыхтит на неё, как Киллер Крок под афродизиаками, а потом как бы между прочим сообщает, что у него есть планы Бэтмобиля, который он позже угоняет… Аргх, этот сюжет! В итоге Пингвин скончался так же, как прожил весь этот фильм: вызывая одновременно омерзение и подозрение, что нас пытаются заставить ему сопереживать. На что я продолжаю говорить нет, и чем быстрее я забуду об этом персонаже, тем лучше.

Финальная схватка сводится к тому, что Селина пытается убить Шрека, а Брюс пытается её остановить:

Ой, грязный лицемер, заткнись! Ты сунул динамит чуваку в штаны!

Но вообще самое уморительное – это момент, когда в попытке достучаться до здравого смысла Селины Брюс снимает маску. Мы все знаем, что у Бэтмена всегда есть тени вокруг глаз, чтобы его кожа не проглядывала в глазных отверстиях. И мы все понимаем, что если он снимет маску, и под ней обнаружатся этим самые тени, как у панды, это будет выглядеть глупо, поэтому, понятное дело, перед снятием маски тени надо ликвидировать, как будто так всё и было. Но зачем же при этом держать камеру на лице Бэтмена без теней?

Бёртон, ты же вроде режиссёр и знаком с такой вещью, как монтаж. Сделай крупный план Бэтмена, собирающегося снимать маску, с тенями, потом вставь крупный план Селины, а потом уже показывай, как он снимает маску, так, чтобы не было видно отсутствия теней. Чего мне тебя учить? Или тебе настолько наплевать?

Да, пожалуй, я остановлюсь на этом. Конечно, история гласит, что Бёртон в кои-то веки снял того «Бэтмена», которого хотел снять, без вмешательства студии, и был совсем не против вернуться для третьего фильма, но верхи решили, что это плохая идея. И да, это действительно было бы неверным решением, учитывая финальный результат и жалобы родителей на слишком мрачную и гротескную атмосферу фильма, из-за которых пришлось даже прервать рекламную кампанию с «Макдональдсом». Однако, к счастью, уорнеровские боссы вовремя опомнились и наняли другого, менее «мрачного» режиссёра – Джоэла Шумахера. С этим-то уж точно не будет никаких проблем, правда же?

@темы: I'm Batman, DCдроч, DC, кино, спойлерно

URL
Комментарии
2017-05-26 в 23:26 

006
я думаю сцена с кошками всё таки носит мистический элемент. который потом разовьют в богомерзком Женщина-кошка.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Butt Is Gonna Hurt

главная